Факторы, препятствующие развитию скотоводства молочного направления
Опубликовано:

Т. Е. Маринченко, научн. сотр. ФГБНУ «Росинформагротех» 

А. А. Чернышова, директор Луховицкого обособленного подразделения АО «Московское» по племенной работе»

Перед отечественной отраслью молочного скотоводства стоит задача увеличения объема производства продукции путем максимального использования генетического потенциала животных. В данной работе проанализированы и выявлены факторы, препятствующие интенсивному развитию молочного скотоводства, даны предложения по уменьшению их влияния. 

Актуальность проблемы. Скотоводство молочного направления было и остается важной отраслью для российской экономики и вносит значительный вклад в продовольственную безопасность страны, обеспечивая производство молока-сырья как основной продукции и более 80 % валового производства говядины как побочной продукции [1].

Отрасль в настоящее время развивается в соответствии с характерными для АПК трендами и поставленными задачами, поэтому вместе с общим развитием агропромышленного комплекса, внедрением прогрессивных технологий и повышением продуктивности животных меняются и векторы ее дальнейшего развития. На фоне модернизации существующих и появления значительного числа новых современных объектов производства и переработки задача по импортозамещению сменилась новым вектором развития в ближайшей перспективе – ориентации на экспорт, открытия новых рынков и продвижени национальных брендов [2]. Согласно федеральному проекту «Экспорт продукции АПК» экспортные продажи мясной и молочной отраслей должны достичь 2,8 млрд долл. США к 2024 году [3]. На начало 2019 года экспорт молочной продукции находился на уровне 300 млн долл. США, или 700 тыс. тонн в переводе на молоко [4]. 

В настоящее время Россия является одной из крупнейших в мире стран – производителей молока и молочной продукции. Однако сохраняются факторы, препятствующие развитию скотоводства молочного направления продуктивности и создающие риски недостижения поставленных целей и решения задач.

Целью исследования являются анализ отечественной практики организации селекционно-племенной работы и выявление факторов, оказывающих негативное влияние на ее эффективность. 

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили научные публикации по рассматриваемой проблеме, данные об организации племенного животноводства, взаимодействии отечественных предприятий и служб, участвующих в процессе. Применялись методы: монографический, сравнительного и системного анализа, идеализации и мысленного моделирования, а также логический подход.

Результаты. Проведенное исследование выявило ряд факторов, препятствующих интенсивному развитию скотоводства молочного направления продуктивности.

Отсутствие единой системы идентификации животных, генотипической оценки и утвержденной системы оценивания на территории России привело к безоговорочному доверию к иностранным компаниям, в частности их оценкам племенной ценности и их племенному материалу. При этом в некоторых странах, например в США, эта оценка делается на 20 % поголовья. В стране пользуются индексами племенной ценности, разработанными в других странах: канадским LPI, немецким RZG, американскими TPI и NM$. Необходимо также понимать, что в большинстве случаев при выборе основных селекционных признаков учитывается в первую очередь их экономическая значимость в производственных системах и условиях конъюнктуры рынка конкретных стран или групп стран. Кроме того, для построения комплексного селекционного индекса вычисляются конкретные значения генетической и фенотипической изменчивости учитываемых признаков в конкретных популяциях, с учетом существующих между ними взаимосвязей (генетические и фенотипические ковариансы) [5].

Показательно исследование, проведенное в Ленинградской области, где для повышения точности оценки наследственных качеств быков, эффективности их отбора в хозяйствах проведена оценка племенной ценности голштинизированного черно-пестрого скота, в частности импортных производителей, оцененных по геному разными методами в странах происхождении (информация была взята на сайтах голштинских ассоциаций США и Канады). Одновременная оценка одних и тех же быков показала, что производители, оцененные в Канаде, по уровню превосходства по продуктивности дочерей в разы превышают показатель племенной ценности по удою быков, оцененных в США, при этом имеющих более высокую национальную оценку. Так как быки в каждой стране оцениваются на основе своей собственной базы сравнения, а оценка по удою отличается. то эти различия влияют на генетическую оценку животных. Кроме того, установлено, что по мере увеличения периода проверки быков по потомству результативность их геномной оценки снижается. Выявленные различия в оценке племенной ценности одних и тех же быков подтверждаются и при сравнении средней продуктивности дочерей, которая может достигать 45 %. Анализ племенной ценности оцененных по геному одних и тех же 18 быков американской селекции в стадах Ленинградской области и в фермерских хозяйствах США показал, что в США они превосходили сверстниц по удою на 68 кг молока, а в хозяйствах Ленинградской области снизили удой на 53 кг [6].

В настоящий момент у нас нет национальной системы оценки племенной ценности, и основными причинами, препятствующими ее развитию, являются отсутствие единой системы идентификации животных, генотипической оценки, утвержденной системы оценки (национального селекционного индекса). Все эти элементы национальной системы оценки находятся на разном уровне формирования. При этом достоверная оценка невозможна без единого регламента идентификации животных с помощью современных методов. В настоящее время вопрос учета и идентификации КРС регулируется «Законом о племенном животноводстве», в соответствии с которым должен проводиться обязательный учет животных на племзаводах и племрепродукторах, где каждому животному должен быть присвоен свой идентификационный номер. На практике же племенной учет не везде ведется на должном уровне, и в существующей системе есть множество пробелов. Еще в 2016 году разработан проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных», направленный на урегулирование отношений, связанных с маркированием и учетом животных, в том числе для племенного использования, в соответствии с международными требованиями [7]. 

Система маркировки и учета является также одним из пунктов национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который относится к федеральному проекту по экспорту продукции АПК. Возможно, в рамках реализации проекта система получит развитие. Это позволит повысить достоверность учета животных и сотрудничать с международными организациями, например ICAR – международной организацией по стандартизации идентификации КРС и регистрации признаков [8].

В 2019 году принят Закон 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» в части совершенствования управления в области племенного животноводства», где главным изменением является четкое разграничение полномочий в племенной сфере между федеральным Минсельхозом и субъектами РФ. 

Федеральные органы исполнительной власти отныне организуют разработку и реализацию государственных программ Российской Федерации развития племенного животноводства, ведут государственный племенной регистр, определяют виды организаций племенного животноводства.

Региональные министерства сельского хозяйства обязаны вести государственную книгу племенных животных, обеспечивать надлежащую экспертизу племенной продукции (материала), выдавать племенные свидетельства, а также собирать данные о бонитировке племенных животных и информировать всех заинтересованных лиц о ее результатах, но немногие региональные министерства обладают необходимыми ресурсами и кадрами для реализации этих функций.

Кроме того, дополнена статья о государственной регистрации племенных животных (племенных свидетельствах). Основанием для отказа в государственной регистрации племенного животного и племенного стада является непредставление гражданами или хозяйствами ряда данных, в частности о племенных и продуктивных качествах, и «других данных, необходимых для идентификации племенных животных, племенных стад, определения их происхождения и хозяйственной ценности». Многие предприятия не смогут оперативно исправить этот недостаток. Однако эти шаги являются необходимыми для повышения достоверности сведений о происхождении, продуктивности и др.

Проблемами остаются: низкий престиж аграрных профессий, перекос в сторону высшего образования, нехватка практики у молодых специалистов и знаний о последних инновационных практических решениях и разработках у преподавательского состава, относительно низкие заработные платы у специалистов [5,9]. 

В свою очередь, в современном аграрном производстве складываются следующие тенденции: на небольшие предприятия требуются универсальные работники (например, ветеринарный врач и он же техник по искусственному осеменению), а в крупные хозяйства и холдинги – узкие специалисты (ветврач-гинеколог, ветврач-ортопед).

Необходимо развивать рынок услуг консалтинга и/или аутсорсинга сегмента воспроизводства стада. В России пока представлены индивидуальные услуги.

Фактором, негативно влияющим на развитие отрасли, является отсутствие четкого механизма взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и организаций, предоставляющих вышеперечисленные продукты и услуги, поставляющих племенной материал и оказывающих сопутствующие услуги.

Национальный механизм воспроизводства племенных ресурсов в настоящее время находится в состоянии реструктуризации: старые связи разрушены, новые формируются долго и сложно. В каждом регионе складывается своя система организации племенного животноводства. Ранее функции распределялись следующим образом: 

племпредприятие – производство и реализация семени; 

ВНИИплем – учет и курирование племработы;

ВИЖ – консалтинг и разработки; 

РАМЖ – подготовка и переподготовка кадров. 

Такое взаимодействие громоздко, занимает много времени на согласование, инновационные разработки внедряются достаточно долго. Отечественные племпредприятия сегодня больше ориентированы на описанную схему взаимодействия, но за последнее время начали формироваться локальные технические отделы для проведения обучения и консалтинга. 

Зарубежные кампании предлагают готовый продукт: семя, обучение, консалтинг, услуги. Пользуясь неразвитостью рынка отечественных услуг в области консалтинга и/или аутсорсинга сегмента воспроизводства стада, они ведут агрессивную маркетинговую политику, задействуют механизмы демпинговых цен для первых поставок, предоставляют услуги осеменения, установления стельности, лечения и профилактики, а зачастую и комплекс услуг, охватывающий все направления, а реализация спермопродукции становится вспомогательным направлением.

В связи с этим необходимо формирование механизма взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и организаций, предоставляющих вышеперечисленные продукты и услуги. В качестве примера можно привести первый мобильный пункт по предоставлению услуг по воспроизводству в Луховицком районе ‒ пилотный проект при поддержке министра сельского хозяйства Московской области. 

В сложных условиях конкуренции с зарубежными поставщиками племенной продукции отечественные претерпевают существенные трансформации и стремятся расширить перечень предоставляемых услуг. Так, АО «Московское» по племенной работе», которое входит в состав АО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных», первоначально включало 21 организацию по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных. В 2018 году были присоединены еще шесть племпредприятий.В составе предприятия функционируют: региональный информационно-селекционный центр «Мосплеминформ», лаборатории селекционного контроля качества молока и иммуногенетической экспертизы. В 2019 году получено свидетельство на «Селекционно-генетический центр по крупномасштабной селекции крупного рогатого скота», что позволило широко использовать при воспроизводстве животных мирового класса эмбриотрансплантацию. В настоящее время предприятие может оказывать услуги, способствующие наращиванию генетического потенциала животных и повышению эффективности деятельности хозяйств в современных условиях, в том числе помощь в освоении информационно-аналитической системы «СЕЛЭКС», в отборе и реализации племенного поголовья, в оформлении и выдаче на продаваемый племенной материал племенных свидетельств в соответствии с действующими в России нормами и правилами в области племенного животноводства и др. [10]. 

Следующим фактором, негативно влияющим на развитие отрасли, является неразвитость агромаркетинга, от которого напрямую зависит эффективность принимаемых производителями бизнес-решений, построение стратегии развития и в целом повышение результативности ведения бизнеса. Агромаркетинг представляет собой систему действий, направленных на изучение спроса, производственных возможностей предприятия с учетом экономичного расходования ресурсов и ориентацией на потребителя. Использование маркетингового инструментария приводит к единому сосуществованию внешней и внутренней сред предприятия, что является признаком эффективного бескризисного функционирования.

Другой проблемой является обособленность развития крупных компаний и холдингов («ЭКО-Нива», ГК «Доминант», ООО «Трио» и др.), которые не принимают участия в реализуемых отечественных селекционных программах, настаивая на полной свободе рынка, для чего объединяются в различные ассоциации, лоббирующие импорт племенного материала. 

Выражено и несоблюдение такими предприятиями выполнения обязательств, которые налагаются на племенные по статусу организации ‒ требований в части выполнения законодательства («Закона о племенном животноводстве») и соответствия деятельности «Правилам и административному регламенту по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства» в регионах. В частности, выполнения требований по осеменению маточного поголовья проверочными быками отечественных племенных предприятий в размере 30 %, что является общепринятой практикой в развитых странах [6]. 

Вызывает вопросы несоблюдение некоторых нормативных документов. Например, статьей 23 Федерального закона «О племенном животноводстве» установлено, что на территории России реализовывать и даже передавать семя потребителю имеют право исключительно организации по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, которые, согласно ст. 33 вышеупомянутого закона, обязаны содержать быков, получать от них семя, оценивать его, хранить и поставлять потребителю. В нашей стране, по данным Минсельхоза России, поставку спермы осуществляют 92 организации, из них лишь 43 являются предприятиями, имеющими и использующими для производства семени быков, тогда как остальные 49  животных не имеют, а занимаются перепродажей в основном завозимой из-за рубежа спермы. Очевидно, что деятельность этих организаций незаконна, но они активно ее наращивают. 

Не способствует развитию отечественного молочного скотоводства и решение, которое без каких-либо консультаций и обсуждений Минсельхоз России принял Приказом от 14 января 2019 года №8: в требованиях к племенным хозяйствам было отменено правило, согласно которому 50 % маточного поголовья племенных заводов и племенных репродукторов, совершенствующих молочный скот, должны осеменять спермой быков-улучшателей. Этот приказ практически сделал проверку и оценку производителей по качеству потомства ненужной, хотя она является основой успешной селекции крупного рогатого скота [5].

Выводы и предложения

Для формирования национального механизма воспроизводства племенных ресурсов необходимо создать:

необходимую инфраструктуру и нормативную среду для формирования прозрачного рынка отечественного племенного материала;

единую систему индивидуальной идентификации животных, обеспечить мечение прирастающего поголовья КРС и 100%-ю геномную оценку племенного поголовья под государственным контролем;

программу генетического тестирования для племпредприятий, с возможностью субсидирования исследований, для ускорения накопления базы данных, ее анализа и построения на ее основе селекционного индекса;

собственную национальную базу данных, основанную на установленных в отечественной популяции соотношениях между фенотипом и генотипом, разработать селекционные индексы и компьютерные программы на базе племенных книг по породам; 

рекомендации по изменению стратегии приобретения племенного материала ‒ переход от рискованных закупок импортного скота средней продуктивности к «эмбриотрансферу», субсидирование покупки эмбрионов от доноров с высоким генетическим потенциалом, включая животных отечественной селекции;

новые программы обучения, в том числе специалистов по маркетингу, консалтингу и/или аутсорсингу популяций, генетическим исследованиям и др.;

систему контроля участия предприятий в отечественных селекционных программах и ответственности за несоблюдение законодательных и нормативных актов в области племенного животноводства для предприятий, ведущих политику обособленного воспроизводства племенных ресурсов.

Большинство направлений может быть реализовано в виде комплексных научно-технических проектов подпрограммы «Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы.

Решить первостепенные задачи и устранить накопленные проблемы, препятствующие развитию отрасли, можно путем реализации подпрограммы «Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, которая направлена на обеспечение стабильного роста объемов производства и реализации высококачественной продукции молочного скотоводства в результате разработки и внедрения новых и совершенствования существующих технологий в области генетики, селекции и племенного разведения крупного рогатого скота молочных пород, современных технологий производства, контроля качества животноводческой продукции и экспертизы генетического материала.

Использованные источники:

1.    Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2018 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М., 2020. – 193.

2.    Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 375 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/30c/30cf6533759caf6f58e69fee15b82d4e.pdf (дата обращения: 28.03.2020)

3.    Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-spetsialnykh-proektov/industry-information/info-pasport-federalnogo-proekta-eksport-produktsii-apk/(дата обращения 28.06.2020)

4.    Молочная отрасль 2018–2019: [справочник] / сост.: А. С. Белов, М. Э. Жебит, Е. А. Московскова, Т. Д. Неутов [и др.] – Москва: Национальный союз производителей молока, 2018. – 388 с.

5.    Маринченко Т. Е., Мишуров Н. П., Тихомиров А. И., Чернышова А. А. Современные технологии и организационно-экономический механизм воспроизводства в скотоводстве молочного направления продуктивности: ан. обзор. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – 88 c.

6.    Федоренко В. Ф. и др. Анализ состояния и перспективы улучшения генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород: науч.- аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 108 с.

7.    Проект Приказа Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных» (подготовлен Минсельхозом России 02.09.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56582086/ (дата обращения: 13.08.2020)

8.    Утвержден паспорт приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/25591/(дата обращения: 28.08.2020)

9.    Суровцев, В. Н., Паюрова Е. Н. Направления государственной поддержки технической и технологической модернизации молочного животноводства // Аграрная наука Евро-Северо-Востока, 2020, № 2. – Т. 21. – С. 199–210.

10.    Тихомиров А. И., Маринченко Т. Е. Экономические и технологические особенности развития молочно-продуктового подкомплекса АПК России // Техника и оборудование для села, 2020, № 11(281). – С. 44–50.

11.    АО «Московское» по племенной работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos-bulls.ru/ (дата обращения: 13.09.2020).

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее