Рынок картофеля и продуктов его переработки: динамика последних лет
Опубликовано:

После существенного снижения производства и потребления одного из основных продуктов питания россиян в 2015 году наступила стабильность – валовый сбор картофеля последние 4 года не превышал 22,4 млн тонн. По прогнозам аналитиков компании «Интерагро», и в 2020 году этот показатель останется на уровне предыдущего – 22,1 млн тонн. Однако этого хватит и россиянам, и на экспортные поставки.

Сокращение производства и потребления

В 2019 году производство картофеля в России составило порядка 22,1 млн тонн (график 1) (в том числе 7,6 млн тонн – в СХО, К(Ф)Х и ИП), сократившись на 13 % относительно 2015 года. Этот показатель остается примерно на одном уровне, а начиная с 2018 года немного превышает 22 млн тонн в год. Основной объем выращиваемого картофеля традиционно сосредоточен в ЛПХ. Однако их доля постепенно снижается, и в 2019 году на ЛПХ приходилось всего 65,7 % общего объема производства. 

График 1. Производство картофеля в РФ 2015–2020 гг., млн тонн

Источник: Росстат, ФТС

Главными регионами по производству картофеля в 2019 году по-прежнему остаются Центральный федеральный округ – 7,2 млн тонн (32,5% всего производимого в России картофеля), Приволжский федеральный округ – 5,9 млн тонн (26,9%) и Сибирский федеральный округ – 2,7 млн тонн (12,4%). Лидерами  также стали: Республика Татарстан (1214 тыс. тонн); Брянская область (1157 тыс. тонн); Воронежская область (977 тыс. тонн); Республика Башкортостан (852 тыс. тонн); Нижегородская область (840 тыс. тонн).

Параллельно с сокращением внутреннего производства картофеля после 2015 года сократилось и его потребление на душу населения, закрепившись на уровне в 89 кг/чел. в год, при рекомендуемой предельной норме потребления 90 кг (график 2). 

График 2. Среднедушевое потребление картофеля в год в РФ, кг/чел.

Источник: Росстат

Конец года – время для экспорта

Наряду со стабилизацией производства и потребления картофеля с 2018 года снижается его импорт и растет экспорт (график 3). Больше половины внешних поставок приходится на последние 4 месяца календарного года. За 2019 год экспорт картофеля достиг рекордного показателя – 289,7 тыс. тонн в натуральном выражении, или $31,2 млн в стоимостном (рост к уровню 2015 года – 78,2 %). При этом объем экспорта картофельных чипсов составил в 2019 году 28,7 тыс. тонн, или $79,3 млн, то есть вырос в 2,5 раза по сравнению с 2015-м. Экспорт картофеля и продуктов его переработки в 2019 году достиг 800,0 тыс. тонн, что в 2 раза больше, чем в 2015 году.

График 3. Динамика экспорта и импорта картофеля в РФ (млн тонн)

Вместе с ростом экспорта картофеля растет и экспорт продуктов его переработки (таблица 1). Так, производство картофельного крахмала ежегодно увеличивается на 15–25 %, а производство картофельных чипсов к 2019 году выросло в 300 раз относительно 2015 года – до 186 тыс. тонн. 

Таблица 1. Производство продуктов переработки картофеля, тыс. тонн

Наименование продукции2017 г.2018 г.2019 г.
Крахмал картофельный7810
Чипсы картофельные144163186

В 2019 году экспорт картофельного крахмала составил 3,9 тыс. тонн, или $2,6 млн, что на 155 % больше показателя 2018 года в натуральном выражении и на 160% в стоимостном. Главными импортерами стали Белоруссия (1,6 тыс. тонн), Казахстан (0,88 тыс. тонн) и Украина (0,7 тыс. тонн). Динамика экспорта в текущем году также положительна и превышает прошлогодний уровень на 2% в натуральном выражении. Несмотря на то что импорт картофельного крахмала все еще высок (в 2018 году – 19,5 тыс. тонн), наметилась тенденция его снижения. В 2019 году ввезено всего 14,3 тыс. тонн крахмала (–26 %), а в текущем импорт в натуральном выражении ниже прошлогоднего показателя на 8 %. Больше половины импортных поставок приходятся на Германию и Данию. По мнению экспертов «Интерагро», для развития отечественного производства картофельного крахмала есть предпосылки и условия – инвестирование в данное направление будет расти.

Еще более перспективен российский рынок картофельных чипсов. В последние годы он характеризуется стабильностью цен, без резких колебаний, а также положительной динамикой производства, которая способна полностью обеспечить внутреннее потребление и поставки на внешние рынки. 

Экспорт картофельных чипсов из России вырос на 30 % в натуральном выражении относительно 2018 года, достигнув 28 тыс. тонн, в то время как экспорт в 2015 году составлял лишь 11 тыс. тонн. Главными импортерами в 2019 году стали Казахстан (11,4 тыс. тонн), Белоруссия (9,9 тыс. тонн), Азербайджан (2,5 тыс. тонн). А субъекты-лидеры по экспорту – Московская (13 тыс. тонн) и Ростовская (11,3 тыс. тонн) области. 

«Мы пришли к тому, что импорт картофельных чипсов сегодня значительно ниже экспорта. В 2019 году он составил 6 тыс. тонн – это самый низкий показатель за последние 8 лет», – комментирует Роман Нуриев, коммерческий директор «Интерагро». Эксперт отметил, что страной-лидером по поставкам картофельных чипсов в Россию остается Польша. 

Интенсивный рост производства картофельных чипсов продолжится, а такие компании, как PepsiСo (крупнейший производитель продуктов питания и напитков, промышленный переработчик картофеля), будут и дальше расширять свое присутствие на рынке России, где уже есть 20 заводов по переработке картофеля различной мощности.

Переработка картофеля – довольно капиталоемкий бизнес. Инвесторам, планирующим вложения в эту нишу, эксперты компании «Интерагро» советуют проанализировать не только запросы торговых сетей на готовую продукцию, но и рынок сырья – ведь для конкретных видов переработки требуются определенные сорта картофеля.

А вот оборудование должно быть универсальным.

«Поскольку бизнес требует значительных вложений (начальная стоимость производственной линии – порядка 10 млн руб.), – комментирует Екатерина Бабаева, генеральный директор «Интерагро», – нужно выбрать оборудование, линии по переработке, которые позволят выпускать из различного сырья самый широкий ассортимент: крахмал, чипсы, разнообразные полуфабрикаты, резаный картофель, а также готовую продукцию из других овощей и фруктов. Чем больше возможностей по переработке – тем выше шансы у нового предприятия закрепиться на рынке готовой продукции. В этом смысле бизнесмены должны смотреть на несколько шагов вперед».

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее