Пандемия не привела к катастрофе
Опубликовано:

В июне компания «Сингента» представила очередной, пятый индекс развития сельхозпроизводителей России. Из-за ограничений передвижения по Москве для мероприятия был выбран формат онлайн — конференции. 

Выработанный совместно с Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) и аналитиками компаний ifors («Айфорс») и ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) индекс составлен на основе опроса сельхозпроизводителей, который ежегодно проводится в марте. Результаты исследования публикуются в июне.

«Это время, когда текущий сезон практически завершен, поэтому можно подвести некоторые итоги и наметить перспективы», – пояснил в начале мероприятия руководитель по коммуникациям ООО «Сингента» Антон Пушкарев.

Основополагающим фактором для развития АПК в этом году назван рост консервативных настроений аграриев в отношении долгосрочных инвестиций, но среднесрочные перспективы они по-прежнему оценивают положительно. Единственное, что вызывает тревогу, – это пандемия COVID-19. Почти 57 % участвовавших в опросе опасаются, что она отрицательно повлияет на положение дел в отрасли. На положительное воздействие надеются не более 2 % респондентов. 

В целом результаты исследования показали, что развитие аграрного сектора находится в стабилизационной фазе, а уровень его оценки сельхозпроизводителями относительно постоянен. Например, респонденты оценили сезон 2019/2020 год на 3,61 балла из пяти, тогда как 2018/2019-й – на 3,67. Наиболее удачным признан сезон 2015/2016 года с показателем 3,89 балла. 

«О чем говорят эти цифры? Наши сельхозпроизводители консервативно подходят к оценке сезона. С одной стороны, за пять лет проведения опроса она никогда не поднималась выше 3,89, даже в самом удачном 2016 году, когда совпали и благоприятные погодные условия, и хорошая ценовая конъюнктура. С другой – этот показатель говорит о том, что пандемия не привела к катастрофе и производители чувствуют себя довольно уверенно», – заявил Антон Пушкарев.

В сезоне 2019/2020 посевные площади расширили 16 % хозяйств. С 2017 года этот показатель сократился на 11 процентных пунктов, то есть подавляющее большинство агрофирм сохранили свои посевные площади.

В 2018 году на рост дохода рассчитывали 67 % хозяйств, в этом году – только 63 %.  И, хотя, доля надеявшихся на значительный рост сократилась почти вдвое (с 35 % в 2018 году до 18 % в 2020-м), тех, кто намерен сохранить прежний уровень дохода, стало меньше лишь ненамного (28% в 2020-м против 23% в 2018-м). В 2020 году главными факторами увеличения доходности аграрии назвали хорошую урожайность и низкую себестоимость продукции (71 %), повышение ее качества (42 %) и высокие цены на нее (37 %). 

Что касается кредитов, то их привлекательность для сельхозпроизводителей неуклонно снижается. Если в 2018 году пользовались кредитами 76 % опрошенных, то в 2019 году – уже 73 %, а в 2020-м – 71 %. 

Об увеличении инвестиций в основной капитал в 2020 году заявили 66 %, что на 9 процентных пунктов больше, чем в 2018-м. Значительно возросла доля аграриев, которые намерены нарастить инвестиции в оборотный капитал, – 64 % против 44% в 2018 году. Современные методы и технологии также не остались без внимания: 56 % агрофирм задумались о внедрении новых подходов в семеноводство, 55 % – в защиту культур, 50 % – технологии внесения удобрений. 

«Несмотря на неопределенность, наблюдаемую сегодня в отрасли, мы в своей практике фиксируем постоянный высокий интерес к новым технологическим решениям, которые позволяют агропроизводителям гарантировать урожайность и повышать эффективность растениеводства в целом. Стоимость семян и средств защиты безусловно является важным фактором, но определяющими для сельхозпроизводителей в конечном счете становятся эффективность и повышение производительности. Российские аграрии научились рассчитывать риски и в должной степени оценили выгоды от применения комплексных мер повышения урожайности и качества продукции», – прокомментировал результаты опроса директор компании «Сингента» в России Джонатан Браун. 

Владелец КФХ «Элитные Семена» Андрей Самошин поделился своим видением ситуации в АПК и перспектив его развития. 

«Предприятия продолжают укрупняться или уходят с рынка, однако это не связано с пандемией», – отметил он, подчеркнув, что в растениеводстве не так много малых хозяйств, которые на сегодня катастрофически пострадали бы от пандемии и кризисных явлений.

Драйвером развития АПК могло бы стать расширение посевных площадей, но, по словам эксперта, в южных регионах это сделать уже сложно, поскольку «там гораздо раньше началась «аграрная революция» и все земли в основном задействованы». Иное дело – средняя полоса: Тульская, Московская и более северные области. Миллионы гектаров земельных площадей не используются, зарастают бурьяном, и, по мнению спикера, для вовлечения их в сельхозоборот государство должно прилагать больше усилий. 

«Есть масса собственников, которые в свое время выкупили земельные паи, но ничего не там делают и не собираются. И государство их никак не стимулирует к тому, чтобы они распорядились своими наделами», – заявил Самошин.

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько отметил, что выбор большинства аграриев в пользу стабилизационных стратегий, нашедший отражение в результатах исследования, обусловлен состоянием высокой неопределенности, в котором оказался АПК. 

«На мировом рынке, после краткосрочной паники и вызванного ею ажиотажного спроса на некоторые виды продовольствия, наблюдается падение деловой активности и цен, связанное с углубляющимся мировым экономическим кризисом. Снижение курса рубля, с одной стороны, выгодно отечественным аграриям, но с другой – затрудняет им доступ ко многим передовым мировым технологиям. Противоречивые последствия кризиса будут ощущаться в течение нескольких лет», – заявил эксперт.

Он назвал два главных фактора, связанных с пандемией и оказавших негативное влияние на агропромышленные рынки, – падение доходов населения и прекращение работы предприятий общественного питания.

«На некоторые группы сельскохозяйственных товаров воздействие COVID-19 было минимальным. Резко упали цены прежде всего на тепличные овощи – на несколько десятков процентов. Во многом потому, что потребители бросились покупать цитрусовые, лук, чеснок. На них цены заметно выросли. Об огурцах и томатах на время подзабыли. Также существенно снизились цены на свинину и мясо птицы», – напомнил Дмитрий Рылько.

Однако сегодня, по мнению эксперта, негативное воздействие на отрасль постепенно ослабевает и ситуация в целом нормализуется.  

Руководитель ИКАР также проанализировал влияние пандемии на экспорт продукции АПК и его перспективы. 

«В результате падения цен на нефть и последующей девальвации выросли цены на все товары, поставляемые из России за рубеж. Это зерновые, мучные изделия, масла растительные и сырьевые товары, связанные с его производством», – перечислил Дмитрий Рылько.

Однако в дальнейшем, предостерег эксперт, из-за мер, принимаемых для борьбы с распространением коронавируса, экспорт продуктов глубокой переработки АПК из России может сократиться, что заметно повлияет на его финансовые показатели в целом, ведь именно этот сегмент обладает более высокой добавленной стоимостью по сравнению с сырьем. 

Сдержанный оптимизм экспертов и участников рынка, который продемонстрировало проведенное исследование, имеет вполне четкое обоснование. История не единожды доказывала, что пандемии и прочие проблемы приходят и уходят, а овощи, фрукты, зерно, молоко и мясо были и остаются товарами первой необходимости на все времена. 

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее