Цветоводство: в готовности к диалогу
Опубликовано: май 2020

Недавно образованная Национальная ассоциация цветоводов (НАЦ), объединившая крупнейших участников этого направления в России, провела в конце 2019 года пресс-конференцию на тему «Предбанкротное состояние отрасли российского цветоводства и необходимость государственной поддержки отечественного производителя цветов». Из предложенных экспертами мер преодоления критической ситуации – снижение НДС с 20 до 10% для российских цветоводов, повышение таможенной пошлины с 5 до 15 % и включение отрасли в государственные программы.

Открывая конференцию, председатель правления Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов отметил, что Россия – крупнейший в мире рынок потребления роз: в стране ежегодно реализуется до 1,5 млрд штук, в то время как мировой объем производства составляет 10 млрд. 

«Поэтому с 2007 года все участники рынка начали активно заниматься выращиванием роз, открывались тепличные комбинаты. И на сегодняшний день 16–18 % цветочного рынка – это продукция отечественного производства», – пояснил г-н Антипов. 

Росту способствовало и умеренное налогообложение: производители цветов платили только единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в размере 6 %. Однако с начала 2019 года комбинаты цветоводческого направления перешли на уплату НДС по ставке 20 %. А поскольку цветы у них покупают с целью реализации в основном индивидуальные предприниматели, освобожденные от НДС, то производители не могут рассчитывать на возврат налога. 

Для отрасли, которая, по мнению г-на Антипова, и без того с 2013 года находилась в подвешенном состоянии (не открывались новые предприятия, закрывались старые), решение о переходе на 20 % НДС стало настоящим ударом. 

«Получается, что цветоводство пострадало больше других направлений: налог для нас составил практически 10–12 % с оборота. То есть было 900 млн, а на утро 1 января стало 810 млн», – уточнил эксперт.

С тем, что цветоводство в России переживает сложные времена, согласился и председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. 

«Состояние отрасли всегда оценивается по ее инвестиционной привлекательности. Если до 2013 года инвестиции в цветочное производство шли, то за последние несколько лет они значительно упали. Это говорит о том, что люди не хотят вкладывать в нее деньги, потому что совокупность рисков (административных, налоговых, коммерческих) слишком велика», – подчеркнул спикер. 

Сенатор считает, что задача законодателей – снижать эти риски, чтобы помочь отрасли обеспечить россиян качественной и, самое главное, доступной цветочной продукцией. 

В качестве удачного примера таких действий парламентарий привел принятый весной 2019 года закон о снижении НДС вдвое на продажу яблок и о повышении его на такую же величину для пальмового масла. Уменьшение НДС с 20 до 10 % в отношении цветочной отрасли могло бы стать столь же эффективным.

«Ввозные акцизные пошлины – то, в чем мы еще можем помочь цветоводам. На нашем рынке сейчас очень много продукции из-за рубежа. Российские производители цветов закрывают лишь 17 % потребности, а 83% составляет импорт. Эту диспропорцию необходимо изменить и создать ситуацию для преобладания на рынке товара отечественного производства», – заявил председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

Член комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Яхнюк подчеркнул, что до изменения налогообложения тепличная отрасль работала более-менее стабильно, выпуская продукцию достойного качества, и обозначил свое отношение к проблеме. 

«Мы не можем быть безразличными к тому, как складывается финансовая ситуация у этих предприятий, поэтому делаем все, чтобы обратить на нее внимание исполнительной власти, в частности Министерства сельского хозяйства. Неоднократно проводились встречи и с руководителем департамента, и в целом на площадке Госдумы, но пока мы не видим того понимания, на которое рассчитываем», – заявил депутат.

Также Сергей Яхнюк также указал на то, что таможенная пошлина в России на ввозимые цветыодна из самых низких в мире – 5 %(в Китае – 10 %, в странах Евросоюза – 8,5 %). Повышение ее размера могло бы стать еще одним действенным инструментом поддержки отечественного производителя. 

Президент Ассоциации «Теплицы России», депутат Госдумы Алексей Ситников указал на то, что бурный рост строительства тепличных комбинатов с 2007 по 2013 год получил новый импульс в 2014 году, с пуском государственных программ по реализации поддержки растениеводства защищенного грунта. 

«На сегодня в России построено 830 га новых теплиц, на стадии строительства находятся еще более 300 га. Это позволило нам существенно нарастить производство овощей и цветов в РФ», – отметил депутат. 

Однако, по словам г-на Ситникова, добиться показателей, поставленных руководством страны перед цветоводами (2 млрд штук), можно лишь при условии оказания стартовой поддержки со стороны государства, что в дальнейшем позволит комбинатам самостоятельно развиваться. 

«Проблемы, с которыми сталкиваются и цветоводы, и овощеводы, носят схожий характер. Это и рост цен на энергоносители, и неконтролируемый, финансово не слишком обремененный импорт, и вступление с 2019 года законов, фактически обязывающих переходить сельхозтоваропроизводителей на уплату НДС. Одно из предложений, которое хотелось бы сегодня озвучить, – это возможность на первом этапе изменить 145 статью Налогового кодекса, чтобы не ограничивать объем выручки сельхозпредприятий 80 миллионами рублей, а дать возможность выбора сельхозпроизводителям, относящимся к категории малых предприятий: оставаться на едином сельхозналоге либо работать с НДС», – заявил г-н Ситников. 

Наиль Махмудов, член правления Национальной ассоциации цветоводов, отметил, что на инвестиционной привлекательности цветочной отрасли негативно сказывается и наличие «серого» импорта из Белоруссии, объемы которого, по оценкам НАЦ, достигают 50–60 % рынка. Это мешает развиваться честным импортерам, ощутимо влияет на ценообразование и рентабельность российских комбинатов. 

«Несмотря на относительно невысокие таможенные пошлины в России, существуют еще более льготные режимы ввоза продукции через Белоруссию. На мой взгляд, стерилизация рынка от серого импорта сразу позволила бы отечественным производителям увеличить рентабельность, стать более финансово устойчивыми и инвестиционно привлекательными», – уверен г-н Махмудов.

Особую роль эксперты цветочного рынка отвели включению цветоводства в государственные программы стимулированиясельхозпроизводителей.

«У нас достаточно хорошо развивается аграрный сектор экономики, и во многом это связано с тем, что он имеет серьезную господдержку. Однако цветоводческие комбинаты формально к сельхозпредприятиям не относятся и поэтому не могут рассчитывать на льготное кредитование, компенсацию средств на инвестиции в капитальное строительство и т.д.», – отметил Алексей Антипов. 

Эксперт выразил готовность к совместной работе с правительством по этому вопросу. Если она окажется успешной и комбинаты, выращивающие цветы, будут отнесены к сельхозпредприятиям, то реализация мер господдержки, наряду с предложенными на конференции, безусловно, станет стимулом к дальнейшему развитию российского цветоводства, продукция которого у россиян пользуется неизменным спросом.

Ольга Рябых

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее