Защищенный грунт: новые акценты для дальнейшего роста 
Опубликовано: май 2020

18 ноября 2019 года в Краснодаре прошла II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии выращивания овощных культур в защищенном грунте. Векторы развития», организованная журналом Perfect Agriculture при поддержке Ассоциации «Теплицы России». В ней приняли участие 20 экспертов от различных зарубежных и российских компаний и предприятий, занимающихся разработкой технологий и оборудования для тепличной отрасли. 

В начале мероприятия с докладом выступила генеральный директор Ассоциации «Теплицы России» Наталия Рогова. Она отметила, что если в 2017 году под зимние теплицы в российских тепличных хозяйствах без учета КФХ было отведено 2270 га, то в 2018 году их площадь увеличилась до 2452 га. 

«Показатели продолжат расти, и к 2025 году площадь под зимними теплицами составит 3579 га. По прогнозам Росстата, в 2025 году валовое производство овощей достигнет 1,5 млн тонн при росте урожайности в 50 %. Что касается сегодняшнего дня, то, по прогнозам Ассоциации, к 2020 году российские тепличники подойдут с цифрой 1 млн 222 тыс. тонн. Это поднимет обеспеченность россиян отечественными овощами до 59,4 %», – заявила эксперт.

По словам Наталии Роговой, выполнение таких ключевых задач, как ввод и модернизация до 2024 года не менее 1,1 тыс. га зимних теплиц и увеличение валового производства овощей защищенного грунта более чем на 1,5 млн тонн, при сохранении существующих темпов развития вполне возможно. 

Заместитель генерального директора «Теплиц России» Владимир Подземельных напомнил, что действующие меры господдержки (льготное краткосрочное кредитование и льготное инвестиционное кредитование) продлены до 2024 года. Это означает, что у предприятий защищенного грунта есть реальная возможность получать льготные кредиты до 5 % на реконструкцию, модернизацию и оборудование.

«Поддержка в рамках льготного кредитования в 2018 году составляла 76 млрд рублей, а в 2019 году – около 100 млрд. К сожалению, средства на возмещение части прямых понесенных затрат на капитальное строительство и модернизацию с 2019 года нам не выделяются», – посетовал г-н Подземельных.

Ключевыми задачами развития тепличного овощеводства эксперт назвал строительство, ввод тепличных комплексов, снижение доли импортной продукции и повышение качества отечественной. 

Заместитель гендиректора по технологиям Консультационного центра «Модернизация Теплиц» Иван Заурембеков рассказал о перспективах модернизации фермерских теплиц и оборудования.

«Фермерская теплица, как и промышленная, по большому счету просто отграничивает замкнутое пространство от воздействий внешней среды и рассчитана на внедрение современных технологий. Ее можно оборудовать почти всеми теми же устройствами, которые есть в теплице последних поколений. Высота современных теплиц, даже туннельных, достигает 5–6 метров, что позволяет выращивать любую культуру практически по любой технологии», – заявил эксперт, отметив, что их можно не только автоматизировать, но и наращивать. 

Он посоветовал выбирать такую конструкцию, которую затем можно будет «тюнинговать»: расширять площади, оснащать новым оборудованием. 

«Причем увеличивать производство в таких теплицах можно за счет не только овощных кластеров, но и грибных ферм, минимизируя затраты на инфраструктуру – например, склад и котельную», – уточнил г-н Заурембеков.

Представитель московского офиса нидерландской компании Micothon International Ольга Игумнова напомнила о том, что уже более 15 лет компания занимается разработкой технологий распыления средств защиты растений и усовершенствованием их с целью минимизации применения химикатов в теплице. 

Принципу «меньше химии – больше урожай» полностью соответствует и новая технология интеллектуальной обработки растений. Созданная на базе автоматического опрыскивателя, снабженного специальным контроллером, система позволяет обрабатывать только очаги заболеваний, а здоровые растения оставляет нетронутыми.

«При покупке такой системы вы получаете виртуальную карту теплицы, после мониторинга отмечаете на ней участки, которые требуют внимания и обработки. Это может быть цифровая маркировка или цветовая, где каждая цифра или цвет отвечает за определенные заболевания или вредителей», – пояснила Ольга Игумнова.

Генеральный директор компании Micothon Тео Страатов рассказал о другой прорывной канадско-голландской разработке – роботе для мониторинга в теплицах IRIS. Благодаря специальному датчику Saber роботизированная платформа распознает инфекции, вредителей, нарушения развития растений на самой ранней стадии. Кроме того, она измеряет влажность воздуха, температуру окружающей среды, концентрацию СО2. Анализируя показатели микроклимата, можно понять, какое оборудование в теплице дало сбой. Также робот способен подсчитать точное количество плодов, определить их цвет и степень зрелости, тем самым прогнозировать сбор урожая в каждой теплице. 

«Таким образом, наш робот очень поможет отделу реализации – имея прогноз на урожай, легче понять, сколько вы можете продать», – комментирует экономическую выгоду Тео Страатов. В дополнение он уточнил, что недавно робота снабдили еще одной – самой нижней камерой и теперь производитель может посчитать и потери урожая.

Агроном-консультант АО «Яра» Елена Деняхина, одного из ведущих российских производителей удобрений, рассказала о некоторых продуктах компании для тепличной отрасли, в частности «Кальцините». 

«От других кальциевых селитр его отличает уникальная формула. Этот аммонизированный и двухводный продукт по сути даже не является кальциевой селитрой, поскольку его формула содержит пять молекул СаNO3, NН4NO3 и две молекулы воды с массовой долей примерно 200 атомных единиц массы. Это обеспечивает «Кальциниту» ряд преимуществ. Во-первых, высокую чистоту – содержание нерастворимого осадка в нем менее 50 ppm, что безопасно для систем капельного полива. Во-вторых, оптимальные буферные свойства субстрата: его Ph колеблется в диапазоне 5–6,2 на различных этапах вегетации. Отсутствие ограничений на транспортировку по требованиям взрыво- и пожаробезопасности – еще один плюс продукта», – подчеркнула Елена Деняхина.

Менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Сингента» Дмитрий Тосунов познакомил участников конференции с новинками томатной селекции, в частности линейкой «Томатная лига». Он убежден, что к разработке новых продуктов селекционеров подталкивают торговые сети, которым нужно, чтобы товар «буквально продавал себя сам». Но на самом деле успех продаж в не меньшей степени зависит и от тепличных комбинатов. В связи с этим Дмитрий Тосунов призвал их представителей больше работать над оптимальной логистикой и ассортиментом, который должен быть качественным, вкусным, разнообразным и узнаваемым. 

Эксперт рассказал также о нескольких сортах томата, в том числе о новинке, которая уже популярна за рубежом, но только сейчас регистрируется в России, – черноплодном томате Кумато.

Генеральный директор компании «ГроуТэк» Татьяна Реутова представила основные продукты, поставляемые на российский рынок, – минеральную вату «Белагро» и кокосовый субстрат BioGrow, рассказала об их влиянии на урожайность культур на практических примерах и сделала дополнительном сервисе, на который могут рассчитывать клиенты компании. 

«Агрономическое сопровождение от «ГроуТэк» включает в себя не только разработку стратегии поливов и составление питательных растворов, но и полностью ведение культуры, ведь управление субстратами, защита растений, микроклимат – это все взаимосвязано», – подчеркнула г-жа Реутова. 

О современных технологиях рассказали Тим Хьюбен, региональный менеджер нидерландской компании Viscon, и Андрей Функ, руководитель отдела продаж «Интерагро» – авторизованного дилера Viscon в России. Компания активно реализует принцип «свежий продукт», создавая оборудование для автоматизированной обработки продукции сразу после сбора урожая. овощи или грибы принимают, сортируют, упаковывают и отправляют в зону логистики. 

«Голландцы говорят «One touch», что означает одно касание от сбора до реализации продукции потребителю, – комментирует Андрей Функ. – Такой подход к производству оборудования, технологиям позволяет не только сократить количество работников, но и повысить качество продукции».

Представитель холдинга «Алмаз групп» Валентина Корнеева констатировала, что расширение площади хозяйств закрытого и открытого грунта привело к росту производства водорастворимых удобрений в России. 

«Если ранее 90 % наших водорастворимых удобрений шло на экспорт и наша компания была более известна в Европе, Америке, Африке, чем в России, то сейчас приоритет отдан внутреннему рынку, куда «Алмаз групп» поставляет очищенный моноаммоний фосфат, диаммоний фосфат, сульфат калия и азотно-фосфорные удобрения», – заявила г-жа Корнеева.

Специалист по томату компании «Райк Цваан Русь» Аркадий Нестерович рассказал о специфике селекционных процессов.

«Приступая к выращиванию культур в современных теплицах, особенно в условиях Сибири и центральной части России, необходимо учитывать множество нюансов: специфичные заболевания, устойчивость культуры к свету, потому что не все растения выдерживают высокий уровень досветки в зимнее время», – отметил эксперт. 

Кроме того, прежде чем начать селекционный процесс для конкретной теплицы, он посоветовал изучить рынок и структуру площадей. 

«Сегодня самая популярная культура в России – огурец, и в ближайшие десятилетия ситуация сохранится. Но в структуре площадей есть изменения. Сейчас на российском рынке лидирует среднеплодный огурец. Его длинноплодный собрат в 2019 году сдал позиции, многие комбинаты, как новые, так и старые, перешли на средний сегмент и корнишоны – огурцы длиной 10–14 см», – пояснил Аркадий Нестерович. 

Он отметил, что структура площадей томатов также сильно изменилась за последние три года. Доля красного крупноплодного томата снижается, частично его заменяет розовый крупноплодный и кистевой томат, в том числе крупный (160–200 г).

«Производители в плане удобства работы ничего не потеряли, так как потребность в томате по-прежнему высока, в том числе у сетевых магазинов, которые предпочитают покупать кистевой», –  подытожил эксперт. 

Коммерческий директор компании «ФИТО» Михаил Семыкин поднял еще одну актуальную для тепличной отрасли тему – влияние энергозависимости предприятий на их окупаемость. Он отметил, что сегодня энергозатраты в себестоимости продукции закрытого грунта составляют 35–48 %, в теплицах пятого поколения UltraClima – 22–23 %, но их в России немного. 

«Постоянный рост тарифов на энергоносители давно уже стал суровой реальностью. Производство овощей не поспевает за инфляционными процессами, а рост энерготарифов в 2–3 раза опережает их. Поскольку тепличной индустрии нужен высокомаржинальный продукт в несезон, собственная генерация – это единственная возможность снизить затраты по энергосоставляющей и производить конкурентоспособную продукцию в зимний период с высокой урожайностью», – резюмировал Михаил Семыкин.

Конференция показала, что потенциал отрасли защищенного грунта далеко не исчерпан. Однако ее дальнейшее развитие будет зависеть не только от темпов строительства новых площадей, но и от того, какие меры предпримут участники этого рынка для увеличения прибыли и снижения себестоимости на имеющихся мощностях. Некоторые из них были озвучены в докладах участников мероприятия: внедрение прогрессивных технологий, взвешенный подход к выбору удобрений, субстратов и гибридов, направленных на повышение качества продукции, автоматизация производственных и логистических процессов. 

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее