«Проект требует серьезной доработки»
Опубликовано:

В Госдуме обсудили предложение Минсельхоза по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

В феврале 2020 года в Октябрьском зале Дома Союзов состоялись парламентские слушания, основным вопросом которых стало обсуждение проекта государственной программы эффективного вовлечения в оборот сельхозземель и развития мелиоративного комплекса. Участники мероприятия отметили, что документ нуждается в доработке с учетом региональной специфики и баланса отраслевого и территориального подхода при использовании земель.

Разработанная Минсельхозом госпрограмма по вовлечению сельскохозяйственных земель в оборот призвана создать условия для устойчивого развития отечественного агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности России. Программа направлена на внедрение механизмов эффективного управления сельхозземлями, повышение и сохранение плодородия почв за счет восстановления и развития мелиоративного комплекса. В числе ее основных целей заявлены сбор и систематизация данных о землях сельхозназначения, вовлечение в оборот не менее 12 млн га к 2030 году и прирост производства продукции растениеводства на мелиорируемых землях в 145 % за тот же период, а также увеличение площади таких земель на 1,6 млн га. 

Кроме того, согласно документу предполагается установить обязательное проведение периодических почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земледельцами.

В начале заседания председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин напомнил, что российские пашни «являются бесценным достоянием державы» и отношение к этому стратегическому ресурсу определяет перспективы не только государства, но и планеты в целом.

«Международные исследования свидетельствуют о том, что к 2050 году на Земле резко сократится ввод посевных площадей. И это на фоне прироста численности населения. Именно поэтому проблема истощения земельных ресурсов повсеместно выходит на первый план», – отметил парламентарий.

За период с 1990 года площадь земель сельхозназначения в России сократилась как ни одна другая категория – почти в два раза, до 383 млн га. Площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась почти на 25 млн га, пашни – на 15,8 млн га. Посевные площади составляют около 80 млн га, хотя еще недавно этот показатель находился на уровне 117 млн га.

«Масла в огонь подливают торговые сети, демонстрируя полную незаинтересованность в продукции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и отдавая предпочтение зарубежным поставщикам. Таким образом, наши аграрии, чтобы получить хоть какую-то выручку, вынуждены постоянно снижать цену», – пояснил глава комитета.

Касаясь обсуждаемой государственной программы, Владимир Кашин отметил, что в нынешнем виде принимать ее недопустимо.

«Проект требует серьезной доработки, и, в первую очередь, с точки зрения целеполагания. Ведь когда мы говорим о необходимости вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот, то, с учетом предложенных сроков реализации программы до 2030 года, ожидаем увидеть не 12 млн га, а минимум 25 млн. Для этого темпы ввода заброшенных земель должны составлять 2,5 млн га в год», – отметил депутат.

С Владимиром Кашиным была солидарна выступавшая следом заместитель министра сельского хозяйства Светлана Ходнева. Она заявила, что вопрос вовлечения сельхозземель в оборот, повышение эффективности их использования, обеспечение рационального управления землями – государственная задача, которая требует финансирования. 

«Эти вложения предполагают не краткосрочный, а средне- и долгосрочный экономический эффект, который будет выражаться в сохранении земли как основной ценности для нынешних и будущих поколений, необходимой базы для АПК и его дальнейшего развития», – пояснила Светлана Ходнева.

Она также напомнила, что Президент России Владимир Путин поручил Минсельхозу обеспечить утверждение государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации. 

«Мы видим принципиальное значение в объединении этих двух составляющих в единую программу, потому что они по смыслу и целеполаганию неразрывно связаны для нас», – отметила Ходнева.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в своем выступлении заявил, что вопрос поддержки сельского хозяйства поднимался не раз на самом высоком уровне. Однако должного внимания ему не уделялось, а принятые программы финансирования урезались. Также депутат с сожалением констатировал отсутствие на слушаниях министра сельского хозяйства. 

«Они должны слышать голос страны и понимать, что без поддержки депутатов Государственной думы и Совета Федерации, без перераспределения ресурсов в пользу земли, села, нашего плодородия мы не решим эту проблему», – уверен депутат.

Директор овощеводческого хозяйства ЗАО «Дашковка» Виктор Таранин рассказал о текущих проблемах его отрасли.

«Мы видим, что страна не обеспечивает себя продовольствием, у нас производится в основном зерно и еще несколько видов продукции. А отрасль овощеводства открытого грунта, которой я занимаюсь, терпит убытки из года в год», – заявил Таранин.

По словам агрария, сложно сделать прибыльным овощеводство, если отпускная цена продукции составляет 11 рублей, а ее себестоимость, включая охлаждение и хранение, – 13 рублей. 

«То есть мы с каждого килограмма имеем минус 2 рубля. И чем больше продаем, тем выше убытки», – пояснил глава овощеводческого хозяйства.

Председатель АККОР Рязанской области Владимир Мимоглядов в своем выступлении выразил серьезную озабоченность тем, что обсуждаемые поправки могут ухудшить положение сельхозпроизводителя.

«У нас осталось мало лабораторий, которые делают анализ плодородия почвы, а многие и понятия не имеют о таком исследовании. Соответственно, если оценка плодородия станет обязательной процедурой, то, по законам рынка, возрастет ее стоимость для сельхозпроизводителя. Больше всего от этого пострадают мелкие хозяйства», – заявил Мимоглядов. 

Еще одной негативной чертой законопроекта он назвал связанное с нововведением увеличение документооборота.

«Хозяйство будет отвлекаться на отчетность, а если оно мелкое, то этим придется заниматься самому руководителю вместо того, чтобы выполнять другую работу», – уверен председатель АККОР Рязанской области. 

К тому же, по мнению Мимоглядова, некорректно сравнивать разные регионы между собой в силу огромной территории страны.

«В Краснодаре условия земледелия позволяют сеять покровные культуры и тем самым повышать плодородие почв. По рентабельности сравнивать южные регионы с центральной частью страны – это просто несоизмеримо. А закон – один для всех. Соответственно, может получится так, что благими намерениями будет протоптана дорога не туда», – заявил представитель АККОР.

Озабоченность законопроектом выразили и во фракции «Единая Россия».

«Плодородие почвы необходимо восстанавливать, за этим нужно следить, этим нужно заниматься, – уверен член комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков. – Однако, приняв законопроект в первом чтении, в процессе его подготовки ко второму чтению мы убедились в том, что за красивыми словами и лозунгами скрывается опасный и не до конца проработанный механизм, который может привести к изъятию земель у средних и мелких хозяйств».

По мнению Николая Панкова, защита плодородия почв – это важный элемент государственной политики в сфере земельных отношений.

«Безусловно, законопроект нужен, но к его формулировкам есть ряд замечаний. Так, «периодический анализ почв» без закрепления специфики в отношении возделываемых участков не приведет к объективным результатам проводимых анализов. Выборочные анализы, сделанные в разные времена года и в ходе осуществления хозяйственной деятельности, будут иметь в том числе формальные показатели нарушения, в то время как фактически земля находится в своем естественном состоянии, не теряя полезных свойств», – отметил он.

Николай Панков также указал на то, что в законе не раскрыто понятие «систематичность». 

«Это значит, что относительно проводимых мероприятий по охране почв периодичность исследований будет различной. А факт выявленного нарушения дает право изымать землю у собственника и прекращать договор аренды. То есть эта норма имеет некий коррупционный риск. Более того, нигде не указан реальный объем затрат, который может быть понесен правообладателями сельхозземель на их обследование», – подчеркнул член комитета Госдумы по аграрным вопросам.

«В нынешнем виде, без разъяснений, без нормативно-правовых актов данный законопроект принимать недопустимо», – резюмировал он и добавил, что на основе прошедших парламентских слушаний данный законопроект должен быть доработан.

Первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Владимир Плотников выразил мнение фермеров, также встревоженных поправками, реализация которых может привести к возникновению дополнительного финансового бремени для крестьян. Чтобы этого избежать, обследование плодородия почв должно проводиться государством.

Заместитель председателя ГД Алексей Гордеев отметил, что государственная программа по вовлечению в оборот сельхозземель и развитию мелиоративного комплекса на 2021–2030 годы должна в принципе повысить качество управления земельными ресурсами в стране. 

«Необходимо подготовить новую нормативно-правовую базу, которая позволила бы нам управлять земельными ресурсами не только как средством производства, но и как общественным достоянием», – сказал он.

Подводя итоги, Алексей Гордеев призвал депутатов и экспертов принять деятельное участие в создании государственной программы, которая станет эффективно работающим механизмом, способствующим развитию сельского хозяйства в стране.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее