БАБКОК – НЕСУШКА МИЛЛИОНЕРОВ
Опубликовано: апрель 2020

Корни компании «Бабкок» прослеживаются до самого 1905 года, когда недалеко от Нью-Йорка патриархом семьи, отставным инженером-железнодорожником, была заложена небольшая ферма. 

Манро Бабкок – сын основателя – родился через два года после этого, занимался курами сколько себя помнил и гордился тем, что знал «в лицо» каждого петуха в отцовском стаде. В 12 лет парень серьезно заинтересовался селекцией, поставив себе цель стать в этом деле лучшим в мире. Дальше было изучение птицеводства и агроэкономики в Корнельском Университете и первая работа в Нью-Йоркском государственном кооперативе птицеводов и Ассоциации штата по регистрации и сертификации показателей пород. Опыт работы в этих организациях позволил молодому предпринимателю на $2500 своего отца организовать в 1935 году собственную ферму в арендованном помещении и выбрать лучшие на тот момент стада для выведения своего кросса. 

Тогда в Америке курами не занимался только ленивый, в стране насчитывалось несколько сотен селекционеров и обмен племенным материалом был в порядке вещей. Позже бизнесмен вспоминал, что в самом начале решил приукрасить свое детище и в буклетах для клиентов раздул его достоинства. Не продав тогда ни цыпленка, он решил впредь говорить правду и только правду. Правда «продавала» лучше, и клиенты вскоре появились. Первые кроссы компании были названы в честь работниц фермы – Барбара, Энн, Бесси и Бонни. Еще через 2 года на пару тысяч, занятых у своей тещи, он смог построить уже свои птичники и инкубаторий. Символом компании стала одинокая сосна, стоящая на живописнейшем холме возле нового офиса. 

В то время гибридизацию в птицеводстве только начали пробовать, пока же все фактически продавали чистолинейных цыплят, регулярно поставляя клиентам петушков для прилития свежей крови. Эффект гетерозиса был известен, а Генри Уоллес уже создал гибридную кукурузу, чуть не став за это президентом США, но почти два десятка лет птицеводам понадобилось на то, чтобы методом проб и ошибок найти оптимальные для скрещивания линии куриных пород.

Если вначале Манро занимался и пестрой, и коричневой птицей, то потом решил сосредоточиться только на белой; стал выстраивать сеть дистрибьюторов-франчайзи своей птицы, занимающихся продажей уже гибрида. Реклама компании 40-х годов гласила: «Здоровые цыплята Бабкока. Стоят дорого. Не пишите нам, если вам не нужно лучшее и вы не готовы за это платить. Мы потратили $10 000 на покупку лучших линий. Выдерживает условия обычной нью-йоркской фермы. Предлагаем бесплатный каталог с красивыми картинками кур». И правда, птица от Бабкока стоила 49 центов вместо обычных тогда 39-ти. Кросс был действительно хорош, и, несмотря на цену, спрос был огромный, пришлось даже удвоить производство. Интересно, что цена на суточного цыпленка в отрасли с тех пор и до наших дней почти не изменилась.

Компания уделяла много внимания обучению и технической поддержке клиентов. Во время Второй мировой, когда страна мобилизовалась, Манро сам вел ночные курсы по птицеводству. В помощь партнерам он стал штудировать всю доступную литературу по маркетингу и издавать информационный бюллетень с выжимками оттуда и мыслями от себя. Печатал он его… еженедельно в течение 10 лет. Постепенно материала накопилось столько, что Манро Бабкок выпустил все одной книгой «Библия миллионеров». Его дело стало приносить серьезный доход, и он имел право давать советы. Там, например, была глава о том, как заинтересовать отпрыска и передать ему свой бизнес. А чего стоит совет: если не можешь расширить рынок, поднимай цену на треть. И ведь работало. Манро считал, что успешный продавец – это, прежде всего, состоятельный человек: «излучай успех, сначала продай себя». И главная его мысль: что хорошо для клиента – хорошо для бизнеса. Кстати, успешно передать дело наследнику Манро также удалось – следующим руководителем компании стал его сын Брюс. 

Уже с 1938 года кроссы Бабкок стали участвовать в сравнительных тестах. Но по-настоящему выстрелил легендарный B300, который много лет подряд был признан лидером испытаний среди несушек Северной Америки и стал хорошо известен за рубежом. В Англии конкуренты даже требовали закрыть испытательную станцию, так как там постоянно лидировал Бабкок. На создание этого кросса генетик компании Джек Хилл потратил более $2 млн, огромные деньги по тем временам. Его следующая «модификация», B380, стала лидером испытаний в чехословацкой Иванке и в польской Познани, что позволило ей прорваться и за железный занавес, в страны СЭВ. 

Таким образом, еще в 70-е большую часть прибыли компания стала получать из-за рубежа. Примерно тогда же генетики компании, не без некоторых трудностей, добились сексируемости цыплят по перу. К тому времени количество селекционеров в мире значительно сократилось, и в определенный момент конкурентами Бабкока, хотя и слегка отстающими, были только Хайсекс от компании «Еврибрид» и канадский Шейвер 288. Вскоре сначала в Европе, а потом во всем мире пошла мода на коричневую птицу, и компания вывела на рынок и такую несушку.

Возглавив фирму, Брюс задумался о диверсификации. Появилась возможность заняться селекцией бройлеров: мексиканский дистрибьютор компании предложил создать мясной кросс для местного рынка. Опыт удался, и позже прародители этой птицы были переведены в США, а также в Ирландию для снабжения Европы. Очень соблазнительным выглядело и свиноводство: много небольших селекционеров, рынок в США на $100 млн и еще больше в Европе. Тогда, как и сегодня, эта отрасль на пару десятков лет отставала от птицеводства по консолидации. Было решено купить самого перспективного на тот момент свиновода страны – Midwest Рork Рroducers. Этот очень выгодный альянс вывел компанию на новый уровень. Чуть позже были созданы подразделения: «Агри-Био» – вакцины, оборудование для их введения и прочие продукты для здоровья животных, и «Микронутриент» – кормовые добавки. «Агри-Био», например, изобрела автоматический вакцинатор. 

На этом этапе Манро, который все еще был в совете директоров, решил совсем удалиться от дел. Вскоре началась эпоха слияний, когда селекционеров стали покупать крупные холдинги, и Бабкок тоже «подпал под обаяние» фармацевта A. H. Robins. Однако постепенно к селекционерам пришло осознание, что эффективнее все же сфокусироваться на деле, которое удается им лучше всего, и стали объединяться уже сами генетики. В 1981 году Бабкок выкупила французская L’ISA (ИЗА): у молодой компании были лучшая в мире коричневая несушка и деньги гиганта биомедицины Merieux, но не было белой птицы. 

Этот шаг позволил ИЗА выйти на самые привлекательные белые рынки Америки, Японии, Индии и Мексики, где Бабкок доминировал. Французы, в свою очередь, много инвестировали в обновление мощностей компании, а их обширная сеть дистрибуции позволила Бабкоку проникнуть на традиционно коричневые рынки. Чуть позже ИЗА прикупила еще и канадский Шейвер и перевела всю селекционную базу в Онтарио. А в 2005 году уже сами французы стали частью «коллекции» голландской «Хендрикс Дженетикс». Голландцы хорошо знали достоинства попавшего к ним бриллианта и сохранили линии кросса и команду генетиков, работавших над Бабкоком. 

В США по-прежнему очень серьезно относятся к независимым сравнениям промышленных кроссов: производители яйца хотят знать, что для них выгоднее. С 1959 года такие испытания в стране проводит Государственный Университет Северной Каролины (США), и вот уже несколько лет подряд кросс Бабкок Уайт снова в них лидирует. Так, на крайнем – 40-м – цикле содержания до 109 недель в стандартной клетке без линьки Бабкок дал на несколько десятков яиц на начальную несушку больше, чем конкуренты в среднем. При этом его средняя продуктивность была на 6 % выше, а отход на 8,75 % ниже. В целом Бабкок оказался самой эффективной несушкой теста, расходуя на килограмм яйцемассы на 100 граммов корма меньше соперников. Более подробную информацию можно увидеть на сайте уважаемой испытательной станции https://poultry.ces.ncsu.edu/layer-performance.

Всего у «Хендрикс Дженетикс» в портфолио 6 кроссов, и исторически у каждого из них был свой «ареал популярности». Компанию такая ситуация устраивала, позволяя, что называется, всегда иметь туз в рукаве. Однако сегодня история повторяется, и слава Бабкока снова вышла за границы Северной Америки. Даешь несушку миллионеров каждому!

Ярослав Немировский

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее