Ольга Хунгер: «Для успешного развития сельхозпроизводитель должен понимать, что происходит в других странах»
Опубликовано: февраль 2020

В рамках «ЮГАГРО» региональный директор по Восточной Европе Международной ассоциации сельского хозяйства и продовольствия DLG Ольга Хунгер рассказала журналу PerfectAgriculture о направлениях деятельности представляемой ею организации и ситуации в сельском хозяйстве.

– Ольга, здравствуйте! Недавно мы виделись с вами на AGRITECHNICA 2019 в Германии, сейчас вы – в России. Как организована работа DLG на выставке «ЮГАГРО» и какова ваша роль в этом мероприятии? 

–Наша ассоциация поддерживает «ЮГАГРО» и рекомендовала включить данную выставку в программу мероприятий, поддерживаемых Федеральными Министерствами Германии. При поддержке Министерства экономики и энергетики ФРГ в рамках данной выставки организован Германский коллективный стенд. В нем принимают участие 29 компаний. Интерес к выставке очень большой, и компаний много, поэтому коллективная экспозиция распределилась на три павильона. Министерство уполномочивает представителей различных организаций и ассоциаций помогать работе немецких компаний, давать информацию о сельском хозяйстве, содействовать налаживанию отношений между Германией и Россией в агропромышленном секторе в рамках выставки. И здесь я выступаю в роли уполномоченного от лица министерства. В этой функции я задействованана время выставки уже не первый год и замечаю, что всё больше российских компаний интересуются экспортом их продукции в Германию. Я даю им рекомендации по поиску партнёров. И по-прежнему наблюдаю большой интерес к технологиям из Германии и других европейских стран. 

– Последний раз мы с вами беседовали в Москве, когда вы занимались проектом «АгроФарм». Что сегодня входит в ваши обязанности?

–Главное направление моей деятельности связано с налаживанием взаимодействия с ассоциациями, государственными органами, с министерствами и ведомствами и обменом опытом между сельхозпроизводителями в восточноевропейских странах. Я являюсь директором комитета ДЛГ по Восточной Европе, работа которого этому способствует. Другая сфера моей ответственности соприкасается с выставочной деятельностью. Наряду с крупными выставками в Ганновере Agritechniсa и EuroТier портфель выставок группы компаний DLG включает еще около 30 проектов в 20 странах, в которых мы либо сами являемся организаторами, либо работаем на партнерских отношениях. В число моих задач входит сопровождение дочерних обществ DLG в Болгарии, Польше, России, Румынии, Украине и партнёров в других странах Восточной Европы по привлечению экспонентов и посетителей на эти выставочные проекты и конечно же по другим направлениям деятельности нашей ассоциации, таким как тестирование продуктов питания и средств производства, проведение обучающих мероприятий и т.д.

– В числе главных трендов, которые сейчас существуют в сельском хозяйстве, – цифровизация и экология. Почему в Европе им уделяют гораздо больше внимания, чем в России? Есть ощущение, что угрозу глобального потепления у нас не считают столь важной…

– Это и так, и в то же время не совсем так. Невозможно однозначно сказать, что это черное, а то белое. С одной стороны, безусловно, в странах Европейского союза, особенно там, где потребитель более состоятелен, он начинает оказывать давление на аграрную отрасль, заботиться о том, каким образом выращиваются продукты питания, в каких условиях содержатся животные и как сельское хозяйство влияет на экологию. Множество некоммерческих общественных организаций ведут пропагандистскую работу, нацеленную на предотвращение дальнейшего загрязнения окружающей среды, сохранение биоразнообразия и защиту животных. С другой стороны, уровень интенсификации сельского хозяйства, в частности, в Германии гораздо выше как в растениеводстве (например, по внесению удобрений и средств защиты растений), так и в животноводстве. Это связано в первую очередь с ограниченностью площадей по сравнению со странами Восточной Европы, что за собой влечёт ещё и проблемы с использованием органических удобрений.Нарастающие тенденции на запрещение таких распространенных действующих веществ, как глифосат, рост резистентности к пестицидам заставляют европейских фермеров включаться в экологический тренд и рассматривать различные варианты более точного внесения средств защиты растений и удобрений, использования механических и биологических способов борьбы с сорняками, болезнями и вредителями. 

В России ситуация отличается. И это связано с несколько иным уровнем интенсификации производства. Есть предприятия, у которых уровень использования средств защиты растений и внесения удобрений очень высокий, но в среднем он ниже, чем в Германии.

– Другие страны Восточной Европы похожи больше на Россию или на Германию?

– В каждой стране своя специфика. Если брать Казахстан, то там из-за огромной территории урожайность и климатические условия разных регионов сильно отличаются друг от друга, их невозможно сравнивать. ВКазахстане практически нет лесов, но есть огромные равнинные территории, используемые для ведения сельского хозяйства. Средняя урожайность зерновых – 12–15 центнеров с гектара в хорошие годы. Пять тысяч крупных хозяйств производят порядка 65% зерна и 53% маслиничных культур, а 40 тысяч фермеров – оставшиеся 35% и 47% соответственно. При этом в мелких хозяйствах уровень использования современной техники, удобрений, средств защиты растений очень низкий (где-то на уровне 10-20 % от всех вносимых). То есть в них преобладают экстенсивные методы ведения сельского хозяйства. Но это не считается плохим, нагрузка на окружающую среду меньше и если производство при этом рентабельно, то такая модель хозяйствования будет продолжать сущестовать.

Россия тоже большая страна. Ее отдельные регионы имеют много общего с Европой, другие – меньше. 

– А что вы можете сказать о Белоруссии?

– В Белоруссии большой уклон на молочное скотоводство. Это обсуловлено природно-климатическими условиями, наличием сельхозугодий, лугов и пастбищ, пригодных для производства основных кормов и содержания КРС. Есть там свои традиционные культуры, такие как картофель. Также хорошо выращивается рапс.Особая специфика в аграрной экономике, ценообразовании и планировании, связанная с тем, что более 90% предприятий АПК находятся в государственной собственности.

– Можно ли сказать, какая из этих стран более аграрная?

– Это можно посмотреть по уровню сельского хозяйства в объеме ВВП. В каждой стране есть свои новые подходы. Если, например, говорить об Украине, то никто не ожидал, что она настолько уверенно выйдет на зерновой рынок. Эта страна смогла,благодаря активному внедрению современных технологий,очень серьезно усилиться по параметру качества и теперь экспортирует не только фуражное зерно, но и продовольственное, составляя серьезную конкуренцию на международном рынке зерна.

– Я замечаю, что если раньше немецкие компании привозили в Германию российских аграриев и прессу для обмена опытом, то сейчас они проводят все больше мероприятий в России. С чем это связано?

– Каждая компания выбирает свою стратегию обмена опытом. Если говорить о нашей ассоциации, то мы считаем, что концентрироваться только на своей стране недостаточно. Если сельхозпроизводитель хочет успешно развиваться, он должен понимать процессы, происходящие в других странах и континентах, особенно в сельском хозяйстве. Например, в конференции по сельхозмашиностроению, которую мы проводили в рамках выставки AGRITECHNICA, приняли участие крупные агрохолдинги из России, Бразилии и Канады. По выступлениям спикеров было понятно, что при сравнимых размерах площадей условия ведения сельского хозяйства значительно отличаются.

ЛетомDLG организовала поездку в Россию для нашего комитета по управлению сельскохозяйственными предприятиями, куда входят сильнейшие сельхозпроизводители Германии. В группе было порядка 20 человек. Они посетили Москву, Липецк, Воронеж, побывали на предприятиях, общались с их руководителями, агрономами, зоотехниками, а также представителями местных компаний, ассоциаций и министерств. Это было полноценное деловое общениеполезное обеим сторонам. 

В 2018 году DLG вместе с проектом EuroTierвыступало партнёром акции «Дорогу Молоку», в рамках которой был организован тур для российских молочников по молочнотоварным фермам и молокоперерабатывающим предприятиям Канады. Благодаря этой поездке участники смогли углубиться в методы ведения молочного бизнеса на североамериканском континенте. В 2020 году планируем подобное участие в Великобритании. 

Так что обмен опытом идёт в разных направлениях. Считаю, что всегда можно находить общий язык и учиться друг у друга.

– В планах DLG есть еще интересные мероприятия по обмену опытом на территории России?

– Одним из значительных мероприятий в России, которое мы планируем, должна стать конференция Европейского клуба свиноводов. В него входит более 400 членов из 28 стран, они ежегодно проводят выездные конференции в разных странах. Ориентировочно, она состоится в мае 2021 года. Нам очень важно, чтобы российские производители свинины присоединились к этому мероприятию.Общение с зарубежными коллегами обогатит их новыми идеямии даст импулься к развитию.

Ну и конечно же здесь стоит упомянуть и наш новый проект — специализированную выставку по животноводству и полевому кормопроизводству «АГРОС», которая стала продолжением предыдущего проекта «АгроФарм». Под общей темой «Прослеживаемость. Безопасность. Качество. Доверие.» планируется проведение целого ряда конференций и круглых столов, посвященных обеспечению прослеживаемости и документации производственных процессов на уровне животноводческих хозяйств.

– С какими российскими государственными учреждениями, связанными с сельским хозяйством, Вы активнее общаетесь?

– Наша ассоциация давно работает в России, поэтому у нас очень широкая сеть контактов. Стараемся активно общаться со всеми, формат общения во многом зависит от того, в каком направлении организуется взаимодействие. Мы сами приходим с конкретными идеями и к нам обращаютсяс предложениями о сотрудничестве.Как правило российские учреждения охотно идут на взаимодействие с нашей ассоциацией, потому что её главное преимущество заключается в том, что мы являемся открытой, политически и экономически независимой организацией, мы не лоббируем ни политические интересы, ни интересы отдельных производителей. Нейтральность и независимость – главные принципы нашей работы. 

Мы создаём платформы, проводим тестирование средств производства, информируем сельхозпроизводителей о технических трендах в мире, методах ведения сельхозпроизводства. При этом для нас не имеет значения какая страна или какой производитель является поставщиком технологий, важно чтобы аграрий получил полную информацию и смог сделать выбор сам в соответствие с его ситуацией и потребностями. 

– В следующем году традиционно в Ганновере пройдет животноводческая выставка EuroТier. Что Вы можете сказать о ее посещении российскими животноводческими ассоциациями и предприятиями?

– Делегаций из России на выставке EuroТier всегда много. Это официальные делегации с представителями федерального и региональных министерств сельского хозяйства, госдумы и федерального совета, посольства. И, прежде всего, инвесторы, владельцы и руководители животноводческих предприятий. Кого-то приглашаем мы, кого-то приглашают наши партнеры и компании, другие приезжают самостоятельно. На прошлой EuroТier мы организовывали мероприятие по рынку молока, на котором выступал Артем Белов, президент «Союзмолоко». В предыдущие годы проводились мероприятия совместно с Росптицесоюзом и его руководителем Владимиром Фисининым и другими ассоциациями. 

– Какой посещаемости вы ждете на EuroТier? Будет ли она такой же высокой, как на AGRITECHNICA?

– В прогнозах лучше быть осторожными. Мы стараемся ставить себе реалистичные цели и радуемся, когда показатели превышают запланированные. Животноводство в России развивается. Актуальная тема сегодня – это рентабельность производства, потому что стоит цель выйти на международные рынки. И здесь решающее значение имеют цена и качество. Где, как не на самой крупной животноводческой выставке в мире, на которой представлены все ведущие компании отрасли из более 50 стран, можно увидеть самые последние технические разработки, которые позволят этого достигнуть?

Будем рады принять гостей с 17 по 20 ноября 2020 года на EuroTierв Ганновере, Германия.

– Несколько лет назад вы подготовили исследование по сравнению рентабельности производства молока в России и других странах. В нем говорилось, что у российских производителей молока много дополнительных расходов, в частности на охрану, сотрудников и т.д., и поэтому продукция на выходе более дорогая, чем,например, в Германии. Изменилось ли что-то в последнее время в лучшую сторону для России?

– Безусловно. Каждый сельхозпроизводитель в наше время должен разбираться в экономике. И если раньше компании стремились к максимально быстрому наращиванию производства, особенно в «скороспелых» отраслях таких как птицеводство и свиноводство, то сейчас, при насыщении этих рынков, они углубляются в экономику, рентабельность, качество, разработку логистики. Эти аспекты становятся все более важными. И эта тенденция только усиливается. По молоку несколько другая ситуация: здесь продолжается значительный рост, нотем не менее много внимания уделяется и теме рентабельности.

– Не планируете ли вы повторить такое исследование?

– Сейчас у нас разработан новый проект – DLG-Agrifuture Insights, включающий регулярный опрос сельхозпроизводителей весной и осенью в разных странах, в том числе и в России. Вопросы касаются тем планирования производства, привлечения инвестиций, оценки бизнес-климата и т.д. По ответам практиков мы сможем увидеть, какие стратегии выбирают сельхопроизводители, чтобы справиться например с волатильностью цен на рынке молока. Результаты опросов мы поставляем заинтересованным лицам.

– Какова основная тема EuroТier в следующем году?

– «Farming in the food chain»–роль сельского хозяйства в цепочке создания продуктов питания. В рамках этой темы животноводство, как и сельское хозяйство в целом, рассматривается как важное звено в цикле производства пищевых продуктов.И здесь без цифровых технологий обойтись невозможно: они применяются в кормлении, содержании животных, в учете и потреблении средств производства, в планировании оборота стада и т.д.

– Не боитесь ли вы конкуренции с другими животноводческими выставками, в частности Space, которые активно расширяют экспозицию животных и организуют посещение ферм?

– На EuroТier у нас традиционно большая выставка животных: около 150 голов КРС, а также овцы, козы, альпаки. Единственные, кого мы не экспонируем из-за санитарных предписаний, – это птицы и свиньи. Экскурсии на фермы у нас проводят партнерские организации. Но я не уверена, что это правильная стратегия – увозить людей с выставки, ведь она как раз и существует для того, чтобы посмотреть на представленные экспонаты. Поэтому мы стараемся предлагать выезды на предприятия до или после дней посещения выставки.

Значимость EuroТier, как крупнейшей выставки в мире по животноводству, настолько велика, что каждый животновод стремится побывать на ней.

– Одна из стратегий DLG сегодня состоит в том, чтобы проводить национальные выставки, такие как «АГРОС». Почему, по-Вашему, это не снижает число посетителей на AGRITECHNICAи EuroТier, ведь удобнее посещать выставки в своей стране?

– Если мы говорим про национальные выставки, то там представляются технологии, которые предназначены прежде всего для местного рынка. Но тем предприятиям, которые приезжают на международные выставки, легче понять, что сейчас происходит в мире, какие тенденции развития и технологии востребованы. Мы заметили, что после того, как сеть стран, где мы проводим выставки, расширилась, известность AGRITECHNICA и EuroТier в них также возросла. Тем не менее от национальных выставок отказываться нельзя, потому что на них обсуждаются специфические для каждой страны темы и не у всех есть возможность выехать зарубеж, хотя в этом году число посетителей крупнейшей в мире выставки сельхозтехники AGRITECHNICAиз России выросло весьма значительно.

– То есть выставки не отнимают друг у друга аудиторию?

– Отличается сама структура посетителей выставок. Если на AGRITECHNICAи EuroТier больше приезжает топ-менеджмент: инвесторы, руководители, то на национальных выставках к ним прибавляется ещё и большая доля специалистов, которые здесь получают новые знания.

Организуя мероприятия в других странах мы стараемся охватывать на них именно те темы, которые актуальны для данной страны. Подыскиваем экспертов, как местных так и зарубежных, чтобы они привнесли свой опыт и знания, применимые к условиям региона.

– Не отстает ли Россия в вопросах цифровизации и внедрения технологий?

– Я стараюсь избегать таких сравнений, потому что понятие «цифровизация» каждый интерпретирует по-своему. Прежде всего нужно понять, какое направление мы имеем в виду. На мой взгляд, в целом отставания нети быть не должно. Если говорить, например, о растениеводстве, то у России есть преимущество за счет больших объемов производства и площадей, чтобы использовать такие системы, как автоматическое руление, электронные карты полей, дифференцированное внесение удобрений, беспилотное вождение. И в этом смысле потенциал использования этих цифровых технологий в российских хозяйствах гораздо выше.

– Большое спасибо за интервью! Надеемся на встречу в Москве на выставке «АГРОС»в 29-31 января 2020 года!

Беседу вел Вячеслав Рябых

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее