Россияне делятся на тех, кто хорошо питается, и тех, кто питается плохо
Опубликовано: январь 2020

В конце сентября в Москве состоялась пресс-конференция «Пальмовое масло с глицидиловыми эфирами: меры госконтроля в Российской Федерации». В ее работе приняли участие депутат Государственной Думы Евгений Федоров, помощник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Алексей Алексеенко, тележурналист Аркадий Мамонтов и другие эксперты. По результатам обсуждения повестки дня все участники пришли к единому мнению о необходимости экстренного введения временных санитарных мер по ограничению ввоза, производства и реализации пальмового масла и другой пищевой продукции с глицидиловыми эфирами (GE).

Обсуждая вопрос нормирования уровня содержания GE в пальмовом масле, эксперты привели доказательства того, что глицидиловые эфиры являются главной причиной наиболее распространенных и агрессивных форм рака. 

«Институт рака Всемирной организации здравоохранения экспериментальным путем установил, что 37 %, то есть каждый третий рак, который возникает у человека, потребляющего такие продукты, связан с глицидолом. Если мы завтра приведем в порядок нашу страну – откажемся от высоких концентраций глицидиловых эфиров и глицидола, то у нас заболеваемость раком может упасть на треть», – уверен первый заместитель директора Научно-образовательного центра прикладной медицины и пищевой безопасности МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Еделев.

Тележурналист Аркадий Мамонтов привел результаты расследования, которые показали, что на территории Российской Федерации процессы производства и реализации пальмового масла с GE носят организованный характер. Были представлены протоколы исследований пальмового масла и заменителя молочного жира «Эколакт» в лаборатории Пражского химико-технологического университета, согласно которым содержание GE в исследуемых образцах превышает предельно допустимые показатели, установленные Решением ЕЭК, в 4 и 10 раз соответственно.

«Я видел, как производится пальмовое масло в Средней Азии. Там роют яму в земле, и крестьяне лопатами переворачивают некую субстанцию. Это самое дешевое сырье, его покупают российские бизнесмены. Дорогое сырье приобретают европейцы, при этом оно не обрабатывается на месте, его отправляют в Европу, где построены высокотехнологичные заводы. Нам же везут обработанное по азиатским стандартам масло, и никто из россиян не контролирует процесс обработки. В танкерах масло также перевозится не по правилам, оно закисляется», – отметил журналист.

Он обратил внимание на то, что на 1 кг этой продукции глицидиловые эфиры составляют 9,8 миллиграмма, в то время как нормой является всего 1 миллиграмм.

«Однако технический регламент позволяет продавать в России это масло. Получается, россияне делятся на тех, кто хорошо питается, и тех, кто питается плохо», – заключил журналист.

«Производители молочной продукции зачастую экономят на сырье, закупая техническое пальмовое масло, содержащее канцероген глицидол, а выявить это и наказать нарушителей ведомство не может из-за отсутствия достаточных полномочий. Надо менять и нормативную базу, и санитарные нормы», –заявил помощник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Алексей Алексеенко. 

«Мы говорим об очень серьезной системной проблеме. С одной стороны, у нас есть возможность контролировать ситуацию. Эта система прослеживания пищевой продукции «Меркурий». Ее было достаточно сложно внедрить из-за противодействия молочников, которым это сулило потери их прибыли, потому что фальсифицированная продукция дешева. Но другая проблема – недостаточность правового поля», – сказал Алексеенко. 

Например, даже если ведомство располагает информацией о том, что на каком-либо предприятии производят достаточно много фальсифицированной продукции, в том числе и молочной, зафиксировать эту ситуацию официально оно не может. 

«У нас нет возможности просто прийти и проверить их. Компания скажет, что мы их «кошмарим», и напомнит про 294-ФЗ («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального надзора»). Нам надо менять правила игры, правила взаимодействия, тем более что речь идет еще и о крайне серьезных экономических осложнениях, связанных с экспортными поставками», – подчеркнул Алексеенко. 

Он отметил, что Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) утвердила проект решения о гармонизации единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (СанПиН) к продукции в части нормирования содержания глициловых эфиров в пальмовом масле, детском питании и другой пищевой продукции. Основанием послужили токсикологические исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения и другими международными институтами, в том числе Международным агентством по изучению рака. 

Согласно этим материалам, глициловые эфиры (GE) являются основной причиной наиболее распространенных и агрессивных форм онкологических заболеваний. Кроме того, глицидол генотоксичен и способен вызывать мутации у новорожденных детей. Глициловые эфиры образуются в результате высокотемпературной термической обработки растительных масел и жиров, в том числе в процессе рафинирования низкокачественного пальмового масла, широко используемого во многих популярных продуктах питания. С 2008 года в РФ действуют СанПиНы, которые относят глицидол к канцерогенным факторам. 

«Наш норматив внесен в единые санитарные требования, но он заработает, когда будут внесены нормативы в техрегламент. Соответственно, в этот промежуток времени у надзорных органов нет полномочий контролировать наличие канцерогенов в той продукции, которая содержит растительные масла. В связи с тем, что разработчиком техрегламента по безопасности пищевой продукции является РФ, в данное решение был внесен пункт о том, что ЕАЭК просит Россию об инициировании внесения изменений», – сказала заместитель директора департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕАЭК Салия Карымбаева. 

Алексеенко выразил огромную признательность ЕАЭК за то, что она, как наднациональный орган, подняла эту крайне серьезную проблему. По его словам, технологическая революция в пищевой промышленности привела к широкому использованию веществ, позволяющих сделать из низкосортного сырья подобие нормального продукта. 

«Мы столкнулись с огромным количеством ксенобиотиков, которые не свойственны нашему организму, не могут поступать в нормальные метаболические пути и выводиться из организма. Все это действительно крайне серьезно, и наши СанПиНы давно и безнадежно устарели», – подчеркнул помощник главы Россельхознадзора. 

Он обратил особое внимание и на то, что многие из продуктов, сделанных с использованием технического пальмового масла, чрезвычайно опасны для детского организма. 

«Например, во многих странах ЕС весьма жестко регламентируют содержание глициловых эфиров в детском питании. Нормы крайне серьезные, но у нас этого пока нет», – заметил представитель ведомства.

Руководитель комитета Объединения потребителей России Александр Бражко заявил, что каждая партия пальмового масла, ввозимого на территорию Российской Федерации, должна контролироваться уполномоченными государственными структурами на предмет содержания в нем глицидиловых эфиров, и выразил готовность общественных объединений потребителей оказывать всяческое содействие в данном вопросе.

Завершая пресс-конференцию, Евгений Федоров подчеркнул, что пищевая безопасность – это вопрос жизни и смерти нации. Отсутствие мер реагирования со стороны надзорных служб за оборотом технического пальмового масла с GE создает опасность жизненно важным интересам каждого гражданина и общества в целом. Поэтому меры государственного регулирования в сфере безопасности пищевой продукции и противодействия пищевому терроризму должны отвечать современным вызовам, требуя объединения усилий всех ветвей государственной власти и конструктивных структур гражданского общества.

«Правовой механизм, который может быть использован уже сегодня и который позволит ограничить ввоз технического пальмового масла с глицидиловыми эфирами, существует, но в России не используется. Называется этот механизм – временные санитарные меры. Его нужно ввести, и возможность его введения предусмотрена договором о Евразийском экономическом союзе и решением совета Евразийской экономической комиссии № 109. Для примера: в период с 16 ноября 2018 года по 5 мая 2019 года Республика Беларусь ввела 20 временных санитарных мер, защищая своих граждан от ввоза опасной продукции. Мы обращаем внимание Роспотребнадзора на ситуацию и ожидаем своевременной реакции со стороны службы», – заключил Евгений Федоров. 

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее