С июня 2020 года вступят в силу правила по проектированию биопереходов для диких животных. Нормы, разработанные Минстроем России, призваны оградить автомобилистов от внезапных встреч с обителями дикой фауны и позволить зверям безопасно передвигаться.
Чаще всего дороги, построенные человеком, оказываются на путях миграции диких животных, сообщила изданию «Ветеринария и жизнь» председатель совета общественной организации «Экологический центр» Людмила Мартынова.
«Животные переходят с одного участка кормовой базы на другой, чаще всего это копытные: лоси, косули, кабаны, также на дорогах можно увидеть зайцев и ежей», – рассказывает эксперт.
На автомобильной трассе могут оказаться птицы, которых привлекли раздавленные насекомые, или даже лягушки, двигающиеся к новому миграционному участку. Также зверей часто привлекают остатки пищи, которые выбрасывают водители.
Выскакивая на дорогу, звери часто гибнут. Расчеты экологов показывают, что в пределах одного региона с сетью автодорог около 1000 км в сутки гибнет одно животное. Также дикие звери сами провоцируют ДТП. Например, на Среднем Урале произошла массовая авария с пятью погибшими из-за оказавшегося на трассе лося.
Правила по проектированию биопереходов необходимы для снижения количества ДТП, отметили в Минстрое, также, по расчетам ведомства, уровень безопасности на транспортных объектах в зонах миграции диких животных повысится до 10%.
В нормах предусматривается несколько разновидностей биопереходов.
Ландшафтный мост
Это крупнейшие конструкции, которые будут строиться над автомагистралями для перемещения различных животных – от крупных млекопитающих до рептилий и беспозвоночных. В правилах уточняется, что на ландшафтных мостах открытые участки должны сочетаться с деревьями и кустарниками, которые будут служить шумозащитой и убежищем для животных. Также рекомендуется использовать крупные валуны как естественное ограждение сооружения.
Биопереход
Эта монолитная конструкция может быть выполнена из металла и бетона. Центральная часть эковиадука должна быть параболической или прямоугольной формы, указано в правилах. В центре биоперехода рекомендуется высаживать растительность для шумо- и светоизоляции (от проезжающих машин), а саму конструкцию – закрыть от людей решетками или предупреждающими знаками.
Многофункциональный биопереход
Эту конструкцию могут использовать как представители дикой природы, в том числе мелкие и средние млекопитающие, так и человек. Часть многофункционального биоперехода, предназначенного для людей, рекомендуется оборудовать дорожками, в том числе для верховой езды. Растительность разработчики советуют использовать в качестве ограждения для защиты человека от диких животных. Такие конструкции будут устанавливать вблизи населенных пунктов.
Навесной биопереход
Эти сооружения будут монтироваться над шоссе вблизи лесных массивов, чтобы помочь диким животным переместиться в новую зону миграции. Такие переходы могут быть веревочными, сделанными в зонах с высокой просматриваемостью ландшафта, и обязательно ограждены от человека.
Виадук
Это будут подземные сооружения, не обязательно специально построенные, а адаптированные для миграции земноводных, полуводных и полудревесных видов.
Подземный биопереход для крупных и средних млекопитающих
Эта конструкция будет по габаритам меньше, чем виадук, она предназначена для перемещения мелких и средних плотоядных млекопитающих. Сооружение рекомендуется располагать в хорошо освещенном солнцем месте с широким обзором.
Биопереходы для земноводных
Правилами предусматривается создание водопропускных переходов для земноводных. Уточняется, что такие сооружения будут особенно востребованы в сезон размножения амфибий, когда начинается их массовая миграция.
В правилах оговариваются размеры конструкций, при строительстве биопереходов следует учитывать данные геоизысканий и даже продумывать настил экосооружений, привычный для диких животных.