Агропромышленный холдинг «ЭКО-Культура» – лидер российского тепличного овощеводства – достиг заметных успехов на 207,21 га своих производственных площадей в Ставрополье, Липецкой и Ленинградской областях, строит новые комбинаты в России и за рубежом. Главная цель компании – производство экологически чистых овощей закрытого грунта, которые по вкусовым свойствам и качествузначительно превосходят импортные за счет внедрения передовых технологий, привлечения опытных профессионалов и выстраивания оптимальных логистических схем. О том, как это происходит на практике, рассказал вице-президент компании по производству Алексей Шеметов.
– Судя по публикациям в СМИ, ваша компания постоянно растет, увеличивая размер и количество работающих комбинатов. Каковы площади объектов, которые входят в структуру компании?
– Действительно, компания очень динамично развивается. В этом году площадь наших теплиц под стеклом со 100% досветкой достигнет 200 га. А всего к концу 2019 года у нас будет 300 га теплиц. Основные выращиваемые культуры – томат и огурец. На 2020 год запланирован ввод еще примерно 200 га теплиц, то есть их суммарная производственная площадь составит 500 га, не считая иностранных направлений и очередей, которые будут построены в 2021–2022 годах. Таким образом, стратегия развития агрохолдинга «ЭКО-Культура» до 2024 года уже сформирована.
– Расскажите подробней про стратегию компании: в чем она состоит и как влияет на динамику развития?
– Концепция развития компании состоит в значительном присутствии на овощном рынке. Общий объем российского рынка томата на 2018 год составляет 1,2 млн тонн, и если мы покроем его треть, то это станет хорошим достижением. Основная наша цель – производство качественных томатов сегмента черри-коктейль. Это новая линейка эксклюзивных гибридов, которую будем выращивать только мы. В 2020 году этот сегмент расширится. В него войдут новые вкусные томаты голландской селекции, которые, думаю, понравятся потребителям и ощутимо увеличат долю присутствия нашей компании на рынке.
– Есть ли какой-то предел расширения общей площади комбинатов?
– На сегодняшний день это цифра в 500 га. А дальнейшее развитие будет зависеть от многих факторов: насыщения рынка, уровня спроса, мер государственной поддержки и т.д.
– Вы же не просто строите тепличные комбинаты, после пуска в эксплуатацию там работают ваши специалисты. Как готовите кадры?
– Для обслуживания тепличных площадей нам нужен огромный штат профессионалов. Поэтому обучение персонала для нас в приоритете. Мы воспитываем кадры на действующих комбинатах. Выделяем наиболее перспективных из числа бригадиров, начальников отделений, обучаем и двигаем дальше. А чтобы повысить качество подготовки специалистов, сейчас создаем свою академию на базе подмосковного тепличного комбината в Воскресенске.
– Первый построенный вами комбинат находится в Ставропольском крае. Один из ваших нынешних проектов реализуется в Московской области. Каковы критерии выбора того или иного региона для строительства теплиц?
– Здесь учитывается очень много факторов. Первый – это себестоимость продукции, второй – география, логистика, третий – наличие в регионе государственной поддержки, специалистов, которые могут и хотят работать в современном тепличном комбинате. На каждое предприятие требуется огромное количество персонала – примерно 1000 человек. И, как правило, мы привлекаем местных жителей, которые живут рядом с нашими предприятиями, создаем для них рабочие места.
– Отличаетесь ли вы от других компаний в вопросах использования химии и удобрений?
–Мы работаем над тем, чтобы отличаться. Я противник всякой химии. Для полива просто делаем сбалансированный питательный раствор, чтобы растение получало весь необходимый набор микро- и макроэлементов. В целях защиты растений с самого начала используем биозащиту, вносим энтомофагов. Политика компании по качеству направлена на то, чтобы производить максимально вкусный и здоровый овощ.
– Основная культура в ваших теплицах – это томат. С чем это связано? Она более прибыльна?
– Во-первых, в сегменте томата чуть меньше конкуренция, потому что большинство тепличных комбинатов работают с огурцом. Во-вторых, выращивать томат более выгодно в силу его более высокой рыночной цены. В-третьих, он требует меньшего количества света, чем огурец, соответственно, сокращаются и капитальные затраты за счет экономии на лампах и мощности досветки. Строительство тепличных комбинатов – достаточно дорогое дело, поэтомууменьшение расходов на источники электроэнергии (газопоршневые двигатели) делает томат более привлекательным с точки зрения прибыльности, хотя ситуация на рынке может измениться.
– Рассматриваете ли в связи с этим другие направления тепличного растениеводства, например ягодное?
– Конечно, как и производство многих других культур. Мы должны уметь выращивать все, что необходимо рынку и потребителю, и то, что будет выгодно. Но пока намерены сосредоточиться на томате.
– Какова доля ваших томатов среди продукции российских тепличных комбинатов?
– Сейчас порядка 15 %. Мы ее намерены увеличить в ближайшей перспективе примерно в 2 раза. Тогда у нас будет 30 % всего объема томата, производимого в России. Это значительная доля рынка.
– Вы говорили, что одно из условий для строительства комбинатов – поддержка со стороны государства. Изменение объемов помощи или сокращение ее до нуля может повлиять на ваши планы?
– Сегодня в государстве в принципе сохраняются благоприятные условия для развития тепличного направления. Продлена льгота по возмещению капитальных затрат, есть различные региональные программы с федеральным софинансированием компенсации расходов на строительство внешних сетей. Думаю, что до 2021 года, пока действует госпрограмма, основные планы (где-то процентов на 80 %) будут реализованы, ведь сейчас мы находимся в активной фазе строительства.
– А если будет усилена господдержка, вы можете строить больше?
– Думаю, в любом случае мы будем строить больше, потому что емкость рынка не только это позволяет, но и каждый год увеличивается. Потребление томата в 2016 году составило 800 тыс. тонн, в 2017-м – 1 млн тонн, в 2018 году – 1,2 млн тонн. То есть ежегодный прирост потребления томата стабильно составляет 20 %. И в целом в обществе возрос интерес ко всему, что связано со здоровым питанием, образом жизни и т.д. А потребление овощей – важная составляющая этого тренда, поэтому оно постоянно растет.
– Помимо России вы активно строите комбинаты за границей, в частности в Узбекистане, Казахстане. С чем связан ваш интерес к таким проектам?
– Власти этих государств заинтересованы в развитии тепличного направления. Там не только благоприятный инвестиционный климат, но и подходящие погодные условия, больше солнечных дней. Значит, сокращаются затраты на газ и электроэнергию. Свет и тепло – очень важные факторы для тепличного овощеводства, они в структуре себестоимости составляют больше половины.
– На какой стадии находится строительство комбинатов за рубежом?
– В Казахстане сейчас идет подписание инвестиционного соглашения, дорабатываются детали. А в Узбекистане уже идет строительство.
– Где строится объект?
– В Термезе, на границе с Афганистаном, это юг Узбекистана.
– А там нет угрозы безопасности, связанной с терроризмом?
– Все достаточно спокойно. Даже Афганистан заинтересован, чтобы покупать овощи очень хорошего качества за достойные деньги и сразу же вывозить их. Спрос на них высокий.
– Продукция зарубежных комбинатов предназначена исключительно на экспорт или она может идти в Россию?
– Большая ее часть пойдет в Россию.
– При возведении таких объектов ощущается ли конкуренция со стороны иностранцев, которые тоже хотят выйти на эти рынки? За счет чего удается ее выигрывать?
– Конкуренты – это только местные производители с примитивными пленочными теплицами, где очень низкая урожайность. У нас немного другой подход. Мы намерены выращивать там продукцию более высокого уровня, более качественную и с другими показателями по урожайности.
– Где сегодня наиболее передовые технологии в области защищенного грунта: в России или все-таки в Голландии?
– Если говорить о селекции, то в России очень много талантливых специалистов, но в силу того, что эта наука у нас долгое время не развивалась, Голландия ушла далеко вперед, передавая свои наработки из поколения в поколение, начиная с 1900 года. Однако сейчас ситуация меняется: появилось очень много государственных программ по развитию селекции и в России. Думаю, что селекционные центры будут создаваться и спустя некоторое время мы будем выращивать гибриды не хуже голландских. Эту работу необходимо усилить, профинансировать, и результат не заставит себя долго ждать.
– Один из руководителей Ассоциации «Теплицы России» Наталья Рогова считает, что в селекции мы отстаем, но по технологиям наши теплицы практически не уступают голландским. Вы согласны с этим?
– Абсолютно. Многие иностранцы считают, что после Голландии по развитию тепличного бизнеса, по оптимальности наполнения теплицы, строительства, конструктива, результатам производства, себестоимости и так далее мы на втором месте в мире. В последнее время и сами голландцы признают, что уровень технологий в наших теплицах очень серьезный.
– Вы привлекаете голландцев на свои комбинаты как экспертов или работников?
– Привлекали, особенно на начальном этапе. Сейчас это случается крайне редко, в основном на запуск. Сегодня у нас работают достаточно опытные кадры, поэтому обходимся своими силами или прибегаем к услугам российских специалистов. Они лучше знают специфику выращивания овощей в России, особенности климата, менталитет. В Голландии несколько другие условия, там сильнее теоретическая основа, нежели практические знания.
– Появлялась информация, что вас интересуют и другие виды деятельности: переработка зерна, производство кондитерских изделий. Насколько это соответствует действительности, актуальны ли эти проекты сейчас?
– Эти проекты находятся в процессе проработки. Сейчас изучаем рынок, считаем.
– Если уже есть целая ниша теплиц, которую вы заняли, зачем вам пробовать какие-то другие сферы?
– Компании интересно поработать и в других направлениях, чтобы развиваться, расширять ассортимент, географию присутствия компании и так далее. Поэтому мы их тщательно изучаем. В данный момент тепличное направление у нас приоритетное. А дальше жизнь и рынок покажут, куда двигаться.
– Как у вас происходит реализация продукции?
– Мы работаем со всеми сетями, и вся наша продукция очень востребована.
– Вы довольны сотрудничеством? Многие говорят, что сети занижают цены, придираются к качеству…
– У сетей есть определенные требования, поэтому мы создали департамент по качеству и работаем совместно с ним над тем, чтобы у нас была очень качественная, достойная продукция.
– Каким образом агрохолдинг решает проблему хранения овощей?
–На комбинатах и в распределительных центрахнашей компании тысячи квадратных метров хранилищ, новейшее итальянское оборудование для охлаждения, фасовки и упаковки продукции. И эти мощностигод от года увеличиваются, потому что 90 % товара будет фасоваться, упаковываться и т.д. Мы стараемся работать оперативно, чтобы овощи всегда свежими доходили до прилавка. А правильное хранение – это одно из важных слагаемых миссии нашей компании: обеспечить население качественной и полезной овощной продукцией, доступной покупателям самого разного достатка.
Беседу вел Вячеслав Рябых