Свежий номер журнала

# Номер "Защищенный грунт. Ноябрь" 2019 г. Электронная версия

Выгодное предложение!

# Скидка на размещение рекламы на главном развороте - 20%! Подробнее
# # # # # # # # # # #

Алексей Полтанов: ТК «Завьяловский»: производить то, что хорошо продается
Опубликовано:

В преддверии конференции «Современные технологии овощей защищенного грунта» наш корреспондент взял интервью у Алексея Полтанова, генерального директора Завьяловского тепличного комбината, который уже несколько десятилетий обеспечивает жителей Удмуртии и многих других российских регионов и областей свежими овощами и зеленью. 

– Предприятию в декабре текущего года исполняется 45 лет. Как сильно изменилось оно за годы своей работы?

– Комбинат претерпел на своем веку несколько модернизаций. Начало его истории было положено постановлением правительства Удмуртской АССР в 1974 году. Строительство велось поэтапно, и к 1988 году в пригороде Ижевска выросла целая фабрика по производству овощной продукции – 2,65 га пленочных и 12 га ангарных теплиц под стеклом со всей инженерной инфраструктурой, а также гаражом, мастерской, складами, двумя пасеками, зданием управления, агрохимической и биолабораторией. Большое внимание было уделено объектам социальной инфраструктуры деревни Хохряки Завьяловского района, где расположилось предприятие, – построили детский сад, профилакторий на 50 мест и 9151 кв. м жилья для сотрудников с магазином и амбулаторией. Однако главное достижение этого этапа развития комбината – освоение технологии производства овощей в закрытом грунте и создание коллектива овощеводов и специалистов, преданных своему делу. Со временем началось проектирование второй очереди комплекса, на 12 га теплиц. Однако этим планам было не суждено реализоваться – в стране грянула перестройка.

В переходные 90-е над предприятием нависла угроза банкротства, знакомая в те годы многим тепличным хозяйствам. Из-за резкого удорожания энергоносителей площадь защищенного грунта в России сократилась более чем вдвое. Долги комбината перед ресурсоснабжающими организациями были колоссальными – больше объема годовой реализации. 

– За счет чего удалось решить накопившиеся проблемы?

– Комплекс мер, осуществленных по решению руководства, позволил сохранить производство, постепенно погасить все задолженности и предотвратить застой в развитии. В их числе – реконструкция системы отопления, обеспечившая значительную экономию тепла, освоение малообъемной технологии выращивания и внедрение схемы интегрального полива, а также линии по производству салата и зеленных культур в горшочках. 

Но к началу 2000-х производственные фонды устарели морально и физически. Поэтому дальнейшее развитие комплекса требовало более широкомасштабной реконструкции. Первый ее этап начался в 2005 году с демонтажа пленочных конструкций и установки новых теплиц и оборудования на площади 0,9 га. За 2007–2013 годы вместо 6 га старых теплиц возвели 8,5 га теплиц нового поколения. Кроме того, реконструировали системы газоснабжения и газораспределения, ввели в эксплуатацию котельную. Новые теплицы позволили внедрить передовые технологии выращивания овощей, в том числе на светокультуре, значительно повысить урожайность, проводить масштабные сортоиспытания и расширить ассортимент. 

– Какова сегодня общая площадь теплиц? Какого они поколения? И планируется ли расширение?

– В 2014–2015 годах были демонтированы последние шесть гектаров убыточных ангарных теплиц. На сегодня у нас 10 га теплиц четвертого поколения, оснащенных всем необходимым оборудованием. Есть рассадный комплекс 0,5 га со столами с поливом методом подтопления. Развитие комбината идет в нескольких направлениях: увеличение производства овощей, в том числе за счет строительства теплиц, интенсификация имеющихся мощностей, расширение площадей под светокультурой, строительство распределительного центра, расширение рынков сбыта в Удмуртской Республике и за ее пределами. В последние годы большое внимание уделяется торговле и продвижению собственного бренда. В результате многократный призер конкурсов «Бренд Удмуртии» и «100 лучших товаров России», за значительный вклад в социально-экономическое развитие региона коллектив АО «Тепличный комбинат «Завьяловский» трижды заносился на республиканскую Доску почета.

– Сколько наименований продукции выращивается в теплицах?

– В основном выращиваем огурцы, томаты, салаты и зелень. На их долю приходится около 97% объемов производства. Но спецификация применяемых артикулов на предприятии включает более 100 наименований. Такое многообразие объясняется тем, что на комбинате выращивается множество гибридов и сортов с различными характеристиками. Например, огурцы отличаются степенью гладкости, длиной и вкусовыми качествами, а томаты могут иметь неодинаковые форму, цвет и размер, как и другие культуры. Постоянное расширение ассортимента позволяет нам оперативно подстраиваться под изменения запросов покупателей. С той же целью в фасовочном цехе комплектуем различные овощные и зеленные наборы, на производстве регулярно закладываем опыты по выращиванию различных гибридов традиционных для нас культур, а также ищем новые решения. Кроме овощной продукции, к сезону выращиваем цветочную и овощную рассаду для озеленения и продажи населению. Наш принцип ассортиментной политики – производить не то, что легко выращивается, а то, что хорошо продается. 

– В какие регионы поступает ваша продукция?

– География наших поставок и рынки сбыта – это в основном Удмуртия, Башкирия, Татарстан, Пермский край, Свердловская, Тюменская, Оренбургская, Самарская, Кировская, Нижегородская области, Москва, Подмосковье, Сыктывкар, Сургут. Мы активно работаем как с местными, так и с федеральными ритейлерами («Лента», Х5, «Тандер», «Метро», «Ашан»), в том числе в направлении HoReCa (комбинаты общественного питания, кафе, рестораны). Реализуем продукцию и через собственную розницу. 

 – Идет ли продукция вашего комбината на экспорт?

– Нет. Но внешнеэкономической деятельностью по импорту фруктов и овощей для поддержания собственной торговли в последнее время активно занимаем. 

– Помогает ли вам членство в Ассоциации «Теплицы России», довольны ли вы ее работой?

– Наш комбинат входит в Ассоциацию «Теплицы России» со времени ее основания – 1994 года. Созданная по инициативе руководителей тепличных предприятий страны, в условиях дефицита информации она практически сразу стала востребованной площадкой для обмена опытом, знакомства с новыми отечественными и зарубежными технологиями, налаживания деловых контактов и т.д. И сегодня Ассоциация объединяет не только тепличные комбинаты, но и другие отечественные и зарубежные компании, работающие в области защищенного грунта. Такое разнообразие участников с совершенно разными целями, задачами и проблемами, требует от руководителей комбинатов особого мастерства в отстаивании интересов именно тепличных предприятий в законодательных и исполнительных органах власти.

– Согласно официальному прогнозу Ассоциации «Теплицы России», в 2019 году будет произведено 1,3 млн тонн овощей. Насколько реальны, на ваш взгляд, такие показатели?

– Трудно оценивать эти прогнозы, не имея всей исходной информации для анализа. Но и не доверять экспертам Ассоциации тоже нет оснований, ведь у них есть статистика по площадям, с учетом введенных в эксплуатацию, и урожайности, данные из регионов. Поэтому, думаю, цифра будет приблизительно такой, как заявлено. 

– Удовлетворяет ли вас тот уровень господдержки, который существует сейчас?

– В условиях активного импортозамещения развитие защищенного грунта позиционируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в АПК, поэтому меры поддержки отрасли пока действуют. Но они касаются в основном инвестиций, поскольку стоит задача увеличить площади и нарастить объемы производства овощей закрытого грунта. 

В свое время при проведении реконструкции наше предприятие получало субсидии на возмещение части уплаченных процентов по инвестиционным кредитам, а также выплаты по текущим займам на сезонно-полевые работы в рамках льготного кредитования сельхозпроизводителей, на приобретение минеральных удобрений и семян. Один раз нам предоставили субсидии по несвязанной поддержке отрасли защищенного грунта, однако на следующий год исключили эту статью. Вообще размер полученных предприятием субсидий из бюджетов всех уровней в разные годы был неодинаковым, постепенно сокращался, а в последние годы равен нулю.

Таким образом, сейчас из всех мер поддержки для нашей сферы осталось только льготное кредитование, которое не является бесплатным, ведь даже небольшой процент займа необходимо обслуживать. Поэтому нам приходится рассчитывать только на собственные силы, а не ждать помощи от государства. Впрочем, в разных регионах отношение к тепличной отрасли неодинаковое, поэтому в субъектах, где присутствует поддержка, в том числе со стороны местных властей, данное направление активно развивается.

– Возможно ли развитие тепличной отрасли без мер государственной поддержки?

– Вопрос не в том, возможно или невозможно, а, скорее, в том, какими темпами будет идти развитие и не случится ли так, что тепличные предприятия начнут в скором времени сворачивать свою деятельность без господдержки. 

В последние годы благодаря мерам государственной поддержки наблюдался строительный бум в тепличной отрасли, очевидный на фоне относительного затишья в предыдущее десятилетие. В целом площадии производство защищенного грунта растут. Если тенденция сохранится, то в ближайшие годы отрасль полностью обеспечит страну тепличными овощами. Беда только в том, что у нас все еще рассчитывают уровень обеспеченности исходя из рекомендованных медицинских норм. Однако фактическое потребление овощей большинством людей вследствие различных причин (культура питания, уровень доходов и т.п.) значительно ниже. Кроме того, мало теплицу построить, ее надо еще и эксплуатировать, а выращенную продукцию – реализовывать. И здесь у многих начинаются проблемы. Следует понимать, что с ростом площадей теплиц и валового объема конкуренция на рынке овощей будет расти с каждым годом. Существующий уровень развития логистики в стране позволяет привезти «свежие и качественные» овощи практически из любого региона в короткие сроки. Да и из-за границы тоже.

– Как, на ваш взгляд, должна меняться поддержка государства по мере развития тепличного производства в стране?

– Основная задача государства сегодня – не только нарастить площади защищенного грунта, но и дать им возможность развиваться, создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. И от того, насколько грамотно будет выстроена система государственной поддержки отрасли, причем имеются в виду не только прямые субсидии, но и доступность льготного кредитования, ограничительные меры на ввоз некачественных импортных овощей и их производство внутри страны, пропаганда здорового питания, снижение уровня налоговой нагрузки на производителей, повышение благосостояния населения в целом и прочее, – будет зависеть стабильность работы тепличных комбинатов. 

В свою очередь, каждому предприятию отрасли необходимо не ждать поддержки от государства, а наращивать свою конкурентоспособность и стремиться максимально соответствовать требованиям рынка.

Интервью записала Ольга Рябых 

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее