«Высоковский»: вчера, сегодня, завтра
Опубликовано: май 2019

Тепличный комбинат «Высоковский» — одно из крупнейших агропредприятий Костромской области. На его плодородных гектарах ежегодно созревают свыше 7 000 тонн овощной и цветочной продукции. Солнце в этой световой зоне не балует обилием, конкуренты-импортеры серьезно влияют на рыночные цены, да и сами россияне пока не доедают овощей – по статистике потребление столь полезных продуктов не достигает сегодня даже половины нормы. Несмотря на это продукция «Высоковского» не только сверхвостребована и конкурентоспособна, но и ежегодно подтверждает качество на отраслевых форумах и выставках, таких как «Золотая осень» и «Экологически чистая и безопасная продукция». Скажем больше – костромской тепличный комбинат входит в Международный реестр производителей экологически безопасных продуктов питания. Корреспондент «PA» посетил предприятие и лично убедился, что отличный вкус, качество и эффективная и долгосрочная бизнес-модель уже много лет остаются главными конкурентными преимуществами в тепличном бизнесе.

В постоянном развитии

История предприятия берет начало в 1982 году. Тогда в Костроме появились первые 6 га блочных теплиц. Выстраивать производственную цепочку начали сразу же, ведь люди остро нуждались свежих овощах. Параллельно строили новые теплицы – за следующие 6 лет появились еще два блока по 6 га каждый. Во уже 37 лет комбинат стабильно снабжает овощами не только Костромскую область, но и многие регионы центральной России. И поставки не прекращались даже в сложные 1990-е годы. Ведь ставку на модернизацию здесь делали и делают регулярно. Если в начале пути приходилось решать вопросы агрономического толка (например, нехватки продуктивных гибридов), то в перестроечные годы уже встали вопросы технической модернизации.

«О программе энергосбережения мы задумались в конце 80-х – начале 90-х годов. Ни о какой господдержке тогда и речи не шло. Но для развития надо было оперативно улучшать отопление. Ведь не секрет, что энергозатраты – это всегда весомая доля себестоимости. Наши теплицы разрабатывались для северных регионов, поэтому предусматривали усиленный подогрев крыши для растапливания снега, которого в нашей климатической зоне зимой выпадает довольно много. Мы провели реконструкцию отопительной системы: отделили верхнее шатровое отопление от нижнего. И довольно быстро снизили затраты по этой статье, что помогло нашим овощам конкурировать на рынке», – рассказывает заместитель директора по производству, главный агроном «Высоковского» Алексей Корнилов.

Следующий этап — замена бокового остекления теплиц на современный тогда поликарбонат. С тех пор прошло более 20 лет, а его теплоизолирующие свойства по-прежнему на высоте.

В 2002 году был сделан очередной шаг в модернизации предприятия – установлена собственная котельная. Изначально комбинат получал тепло и электричество по субсидированным тарифам от городской теплоэлектроцентрали. Она хоть и поблизости, но цена за энергоносители была весомой. А когда еще и  государственное субсидирование отменили, то пользоваться ее услугами стало экономически не выгодно.

«На момент строительства стоимость гигакалории тепла от нашей новой котельной была в 2,7 раза ниже, чем покупной. Собственный энергообъект и сегодня служит нам, обеспечивая не только экономическую целесообразность производства, но и его  энергетическую безопасность», – говорит Алексей Корнилов.

Котельная позволила обеспечить теплом 6 га площадей второго и третьего блока. Кроме того, за счет углекислого газа, подаваемого в теплицу для усиления фотосинтеза, на 20 % выросла урожайность культур. Дальше – больше. В 2004 году на предприятии построили вторую котельную, которая обеспечила теплом и углекислотой 6 га теплиц первого блока. С тех пор энергетическая безопасность, за которую так ратовали на комбинате, была обеспечена во всех ключевых подразделениях «Высоковского».

Но время и прогресс требовали еще более смелых идей. В 2005 году началась, по сути, вторая жизнь тепличного хозяйства – предприятие начало активно прирастать новыми теплицами. Появился розарий для круглогодичного выращивания роз. А в 2012 году приступили к масштабной реконструкции: снесли две старые теплицы и на их месте возвели новую, на 2,4 га. В ней сегодня практически круглый год выращивается томат.

Два года назад «Высоковский» освоил производство салата, применив техническую хитрость. Хотя можно сказать, что сама производственно-техническая жизнь об этом попросила.

«Два блока наших теплиц по проекту построены с расстояниями. И мы эти расстояния перекрыли: построили четыре маленьких теплицы по 2000 кв. м каждая, в которых с досвечиванием выращиваем салат круглый год», – отмечает Алексей Корнилов.

Еще один большой шаг к повышению эффективности был сделан в 2018 году. «Высоковский» буквально почувствовал новые настроения людей и увидел возросший зимний запрос на экологически чистую местную продукцию. Ответ был четким: здесь приступили к выращиванию на 1,7 га пчелоопыляемого огурца, обладающего особым ароматом и вкусом. Культура возделывается с искусственным досвечиванием, на собственной электроэнергии. Для решения задачи специальное освещение установили на уже существующие площади.

«Первые огурцы мы собрали 31 декабря, тогда как в обычных теплицах сбор урожая начинается в середине февраля. В этом году планируем посадить огурец в ноябре, чтобы к Новому году на столах жителей областного центра — а это 270 тысяч земляков — был свежий и родной овощ», – уверен Алексей Корнилов.

Передовые агротехнологии

Модернизация не ограничивается лишь энергоснабжением. Технологическое перевоооружение предприятия началось в конце 90-х годов. От традиционных полива дождеванием и высадки в грунт отказались в пользу капельных систем и малообъемных технологий.

«Сначала выращивали наши овощи на пакетах с торфом, который поставляли нам соседи-вологжане, затем стали пробовать лотки МАПАЛ. Но эта технология продержалась недолго, не оправдала себя. Постепенно перешли на кокосовый субстрат, а в начале 2000-х – на минеральную вату», – продолжает Алексей Корнилов.

Сейчас соотношение кокосового субстрата и минваты на предприятии 50\50. Субстрат привлекателен тем, что его не нужно утилизировать. С минеральной ватой сложней – за ее утилизацию приходится платить немалые деньги. Приходится искать оптимальный баланс.

«Кокосовый субстрат мы используем в течение трех лет. После первого года обеззараживаем его от бактерий и вирусов в специально построенных камерах для пропаривания. На второй год он используется под овощные культуры, на третий – под тюльпаны и салат», – поясняет Алексей Корнилов.

Еще одна важная агротехнология, внедренная на комбинате, – шмелеопыление, на которое здесь полностью перешли около трех лет назад.

«Для опыления огурца, томата, перца, баклажана используем только шмелей. Опыление насекомыми – неоспоримый аргумент в пользу экологической безопасности нашего пчелоопыляемого огурца. Мы не можем применять пестициды в теплицах, поскольку в первую очередь от них погибнут наши опылители – шмели, а без них не будет урожая. Природу с химией не надо смешивать», – подчеркивает Алексей Корнилов.

Поэтому и с вредителями на «Высоковском» борются также насекомые – энтомофаги. «Жужжащих помощников» здесь разводят в собственной биолаборатории. И хотя пока она не покрывает все необходимые объемы, но уже есть свой макролофус для борьбы с  белокрылкой и другими вредителями культур. Растет производство циклонеды – выведенной искусственно божьей коровки для борьбы с тлей. Кстати, этот энтомофаг крайне актуален при выращивании перцев и баклажанов, ведь тля – основной бич этих культур.

Столь же серьезно и вдумчиво на комбинате подходят к выбору удобрений. Предпочтение отдается проверенным поставщикам с надежной репутацией: водорастворимые удобрения приобретаются у местного Буйского химического завода, комплексные — закупаются за рубежом. Составлением баковых растворов занимаются опытные специалисты, на помощь которым сейчас пришли современные компьютерные технологии. Чтобы не произошло засоление субстрата, состав питательных веществ находится под ежедневным контролем.

«Функция агронома, помимо множества других обязанностей,  состоит в том, чтобы верно рассчитать дозировку всех элементов в зависимости от погодных условий. Пасмурно – значит, количество поливов меньше, солнечно – больше. От их частоты зависит концентрация солей в растворе. Компьютер обрабатывает все эти данные, но все же человек для контроля техники необходим», – считает Алексей Корнилов.

Работа над ассортиментом  

Сейчас у комбината 18 га овощных теплиц и 1 га розария. Перед выращиванием гибриды проходят обязательные сортоиспытания, которые позволяют выявить лучшие из лучших. В этом году впервые за долгое время высажено 0,5 га перца и 0,5 га баклажанов. Такое решение было принято по запросам торговых сетей, которые требуют более широкого ассортимента.

«Мы идем им навстречу, ведь сети показывают изменения спроса, да и в целом «овощные настроения» россиян. Далее посмотрим, насколько нам экономически целесообразно выращивать эти культуры, и будем думать о перспективах расширения производства», – говорит Алексей Корнилов, поясняя, что комбинат уже имеет многолетний опыт выращивания баклажанов и перца, но от них отказались из-за некогда упавшего спроса.

На сегодня самая высокорентабельная для комбината культура – это огурец, но объем его производства зависит от сезона. В первую половину года преобладает огурец (13 га) и 3 га томатов. В осеннем обороте ситуация иная: больше томата, а огурца всего лишь 1–2 га. Кроме того, выращивается много зеленных культур:  салат батавия, укроп, базилик.

Салатное направление, как и цветочное, здесь решили развивать, чтобы в том числе снизить сезонное влияние на деятельность комбината.

«Зима – это период, когда ощущается нехватка денег. Хоть теплицы и пустые, но их нужно отапливать, иначе они рухнут под тяжестью снега. Строительство розария, салатной линии, светокультуры – все это сделано для того, чтобы заполнить кассовый разрыв с декабря по февраль, когда нет возможности производить нашу основную продукцию», – говорит Алексей Корнилов.

Реализация продукции комбината осуществляется через местные и федеральные  торговые сети. Последние дают широкую географию продаж костромской продукции. Также «Высоковский» работает с сетью собственного бренда  (23 павильона) – это мелкорозничная торговля, куда ежедневно привозят свежие овощи.

Долгосрочное развитие

У комбината «Высоковский» много планов. Специалисты анализируют эффективность производства перца, баклажана в новых рыночных условиях, огурца на светокультуре, после чего будет принято решение о дальнейшей судьбе этих направлений. То же касается розария. На волне успешных продаж этого года планируется увеличение площадей под тюльпаны в 1,5 раза, до 1,4 млн штук. Производство роз составляет 5 % продаж компании, и пока розарий расширять не будут.

Стоит отметить, что, поскольку строительство теплиц последнего поколения в Костроме осложняется довольно холодной зимой, здесь всерьез заинтересовались опытом европейских стран со схожими климатическими условиями.

«Голландцы строят теплицы в Испании и основную прибыль получают там, потому что на юге ниже себестоимость и дешевле рабочая сила. Эти деньги они возвращают в Голландию и строят у себя все более современные и технологичные теплицы. Мы могли бы взять на вооружение этот опыт», – заключает Алексей Корнилов, подчеркивая, что главная цель модернизации «Высоковского» неизменна – обеспечить соотечественников по-настоящему вкусной и экологически чистой продукцией.

Таким образом, предприятие с многолетней историей и сегодня активно развивается, на собственном примере доказывая, что достижение эффективности – задача хоть и непростая, но при условии глубокого анализа, творческого подхода и непрестанного поиска лучших решений вполне решаемая даже в сложных экономических условиях.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее