Цифровизация не панацея, а инструмент
Опубликовано: май 2019

В октябре прошлого года в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации прошли парламентские слушания на тему «Правовые аспекты развития цифровой экономики в АПК» с участием представителей органов законодательной и исполнительной власти, союзов, ассоциаций, науки и бизнеса. На мероприятии побывал и корреспондент «PA».

В начале заседания председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил, что сегодня сельское хозяйство демонстрирует неплохую динамику, в первую очередь, в производстве зернобобовых, кормовых и масличных культур, а также картофеля и овощей закрытого грунта.

«Но есть у нас и очень тревожные точки: в молочном животноводстве, в производстве красного мяса, плодов и овощей открытого грунта. В этих направлениях нам следует очень серьезно поработать», – заявил депутат.

Что касается цифровизации АПК, то на данный момент, по словам парламентария, Россия находится в самом начале пути. Не более одного процента всех отечественных сельхозпредприятий работают сегодня с «цифрой».

«На многих объектах мы видели «умные» фермы, поля, теплицы. Цифровизация в производственном масштабе– это непросто, а значит, мы обязаны подтягивать на поддержку этого направлении все больше наших подразделений», – заявил г-н Кашин.

Он отметил, что особые надежды на «цифру» возлагаются и в связи с выходом России на международный рынок с жесткой конкуренцией. И назвал три главных документа федерального значения, заложивших правовые основы российской цифровой экономики: «В первую очередь, это Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ №203, программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ №1632, и «майские указы», где президент конкретизирует задачи, в том числе об инвестициях в цифровую экономику, включая и бюджетную составляющую, и частное партнерство».

В продолжение темы цифровизации АПК заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев рассказал о разработанном Минсельхозом ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство», реализация которого намечена на период с 2019 по 2024 год. Бюджет проекта составит 304 млрд руб. Половину этих средств планируется получить от государства в качестве дополнительной субсидии, другие 152 млрд руб., как ожидается, поступят от внебюджетных источников: агро- и IT-бизнеса.

«В рамках цифровизации сельского хозяйства Минсельхоз намерен создать систему отслеживания продукции АПК. Она позволит контролировать движение продуктов от поля до прилавка – некондиция допускаться в магазины не будет. Система даст стимул развитию экспорта наших продуктов, потому что иностранные закупщики получат уверенность в их качестве», – заявил г-н Лебедев.

От также уточнил, что цифровизация сельского хозяйства – это путь не только к увеличению объемов производства, но и к рыночной интеграции, совершенствованию механизмов утилизации производственных и пищевых отходов, повышению качества и безопасности пищевых продуктов.

«Настало время, когда интеллектуальные цифровые решения должны помочь сельскохозяйственной отрасли справиться с проблемами повышения производительности труда и устойчивого развития», – подытожил замминистра.

Сергей Лисовский, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию, подчеркнул, что не надо идеализировать цифру.

«В конечном итоге мы должны думать о наших крестьянах, которые трудятся на полях. Никто и никогда их не заменит никакой цифровой экономикой. «Цифра»– это всего лишь инструмент. Раньше было перо, потом ручка, сейчас компьютер. Но все делают руки, голова и люди», – заявил г-н Лисовский.

При этом, по мнению парламентария, электронная система ветеринарной сертификации – очень важный шаг к современным методам контроля и защиты аграриев от недобросовестной конкуренции, но она внедряется недостаточно быстрыми темпами.

«Очень жаль, что мы замедляем это движение. То, что молоко вывели из этой сертификации, создали систему маркировок, – это, мне кажется, все от лукавого. Во-первых, на маркировках, видимо, кто-то хочет заработать, а во-вторых, пока нет единой базы добросовестных производителей, мы жуликов с рынка не уберем. К сожалению, у нас фальсификат бодро шагает по стране. И мы будем тратить очень много денег на вылавливание этих жуликов нашими структурами: Роспотребнадзором, Россельхознадзором, отвлекать их от реальной работы для того, чтобы это исправить. Непонятно, зачем это делается», – отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике.

О практических шагах по развитию цифровой экономики в АПК рассказал заместитель начальника Управления контроля агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы России Сергей Вершинин на примере слияния компанийBayer и Monsanto.

«Почему эта сделка имеет такое важное значение для цифровизации? Она фактически завершила формирование современной структуры глобального рынка семян и средств защиты растений на долгосрочную перспективу и, безусловно, существенно повлияет на дальнейшее технологическое развитие АПК в России», – пояснил представитель ФАС.

Несмотря на то что сделка проходила в США, в соответствии с законодательством она также должна быть модифицирована в иных юрисдикциях, в том числе в России.

«Чем же эта сделка привлекла внимание антимонопольного органа? Прежде всего, наличием у сливающихся компаний большого потенциала, как в области современных технологий, селекции и соответствующих знаний, так и в сфере точного земледелия», – заявил г-н Вершинин, уточнив, что, порасчетам экспертов, экономический эффект от внедрения технологии точного земледелия включает повышение урожайности и снижение затрат на минеральные удобрения до 30 процентов, сокращение потерь урожая до 40 процентов.

Учитывая эти факты, при согласовании сделки по слиянию компаний ФАС России выдвинула условие о передаче современных технологий российским хозяйствующим субъектам. Прежде всего, речь идет о молекулярных средствах селекции и гермоплазмы. Они необходимы для создания новых сортов и гибридов по ключевым сельскохозяйственным культурам, по которым российский рынок генетического материала наиболее зависим от импорта.

Кроме того, в целях развития конкуренции на рынках цифрового земледелия компания Bayer обязана предоставить российским компаниям доступ к цифровым платформам точного земледелия, в том числе к историческим данным по РФ, собранным ранее. А также, после коммерциализации соответствующих проектов, обеспечить возможность интеграции в них на территории России программных продуктов, которые могут быть разработаны российскими IT-компаниями в области точного земледелия.

Также обязательство Bayer предполагает создание на территории России научного центра биотехнологии растений, на базе которого российские специалисты пройдут практическое обучение в области ускоренной селекции с привлечением высококлассных немецких консультантов.

Учитывая, что для мониторинга такого сложного предписания требуются специальные познания, ФАС России применила новый для себя, достаточно нестандартный способ. На базе Высшей школы экономики создан центр технологического трансфера, в задачи которого входит отбор возможных получателей средств для селекции, а также контроль за добросовестным исполнением компанией Bayer своих обязательств. Деятельность самого центра проконтролирует наблюдательный совет в составе представителей ФАС России, Минсельхоза и Минэкономразвития.

Таким образом, исполняя взятые на себя обязательства, компания Bayer будет способствовать решению задачи, определенной в национальном плане развития конкуренции, утвержденном указом Президента РФ, снижая зависимость внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материала и связанных с ним агротехнологических решений.

Директор производителя овощей ООО «Дашковка» Виктор Таранин довольно эмоционально поведал о сложностях внедрения элементов цифровой экономики в практику.

«Мы не можем избавиться от бумажных носителей. Сегодня любой получаемый нами товар сопровождается накладными и вносится в компьютер. И эти накладные мы должны хранить по Налоговому кодексу четыре года, по бухгалтерскому учету – пять лет, иначе у нас будут огромные штрафы по налогам. Поэтому хотелось бы спросить представителей финансовых и налоговых служб: а что вами сделано для развития цифровой экономики в АПК? Что вы изменили в законодательстве? Для чего вы все это требуете? Чтобы штрафовать нас? Ну понятно, у нас всегда можно найти, за что оштрафовать», – посетовал Виктор Таранин.

Еще одну проблему, которая тормозит широкое внедрение «цифры» в АПК, обозначил представитель научного сообщества – профессор кафедры прикладной информатики Тимирязевской академии Анатолий Филатов.

«Продвижение софта, «железа»и платформ– это, конечно, хорошо. Но образовательная составляющая, то есть кадры, которые будут внедрять цифровую экономику, осталась как-то в тени», – заявил эксперт. Он уточнил, что для интеграции «цифры» в АПК нужно около 100 тысяч специалистов и уже сегодня необходимо ставить вопрос перед Минобрнауки о выделении бюджетных мест по этому направлению.

Об успешном опыте внедрения элементов цифровизации на своем предприятии, в частности в процесс доения коров, рассказал Данила Козлов, заместитель директора Совхоза В. И. Ленина.

«Наши результаты были неплохиеи до введения роботизированного доения, которым мы сейчас заменили труд доярок. Однако переход на технологию роботизированного доения – это, конечно, совсем другой уровень и культуры производства, и технологий, и в целом работы. Мы уже бьемся не за то, чтобы выдоить корову какими-то невероятными методами или с помощью препаратов. Теперь мы видим, что если создать животному наибольший комфорт, то оно отплатит высокими надоями», – отметил г-н Козлов.

Автоматизация и цифровизация АПК, по словам топ-менеджера передового хозяйства, открыла широкие возможности для запуска дополнительных производств и создания качественных и востребованных продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Например, в Совхозе им. Ленина вскоре, возможно, появится сырный цех, где будет работать персонал, на смену которому пришли роботы.  

Подытоживая выступления, можно сделать вывод, что переход к цифровой экономике потребует немалых усилий от всех участников сельхозпроизводства. Органам регулирования необходимо своевременно дорабатывать созданную правовую базу, хозяйствам – активнее внедрять у себя передовые разработки. Только в этом случае современные технологиистанут эффективным инструментом развития, который позволит продукции российского АПК успешно выдерживать конкуренцию на международном и внутреннем рынках.


Ольга Рябых

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее